Navigation bar
  Print document Start Previous page
 480 of 569 
Next page End  

Негативное мировосприятие может быть не только следствием жизненного опыта одинокого
человека, оно также способно накладывать на него определенный отпечаток. Убежденность в
собственной социальной никчемности и пессимистический взгляд на окружающих мешают одиноким
людям вести себя так, чтобы избавиться от этого чувства. Им бывает трудно знакомиться с новыми
людьми, звонить по телефону и участвовать в коллективных действиях (Rook, 1984; Spitzberg & Hurt,
1987; Nurmi et al., 1996). He будучи сами откровенными, одинокие люди с презрением относятся к тем,
кто с легкостью «выворачивает» перед другими свою душу (Rotenberg, 1997). Они склонны к
чрезмерному самоосознанию и к заниженной самооценке, а разговаривая с малознакомым человеком,
больше говорят о себе и меньше интересуются собеседником, чем люди, которые не чувствуют себя
одинокими (Jones et al., 1982). После подобных разговоров у новых знакомых обычно остаются
негативные впечатления об одиноких людях (Jones et al., 1983).
{Близкие отношения и позитивный стиль объяснений защищают от чувства одиночества}
Социальное познание и тревожность
Большинство людей нервничают, когда проходят отборочное собеседование при поступлении на
очень привлекательную для них работу, или в первый раз назначают свидание, или когда им нужно
войти в комнату, где очень много незнакомых людей, что-то выполнить перед аудиторией, мнение
которой важно для них, или выступить с речью, причем страх перед публичным выступлением является
наиболее распространенной фобией. Некоторые люди, и в первую очередь застенчивые или легко
смущающиеся, страшатся едва ли не всех ситуаций, в которых возможна их оценка. Для таких людей
тревожность — скорее черта характера, чем временное состояние.
Почему мы испытываем тревожность в социальных ситуациях? Почему некоторые люди —
«пленники» собственной робости? Барри Шленкер и Марк Лири отвечают на эти вопросы, основываясь
на теории самопрезентации (Schlenker & Leary, 1982b; 1985; Leary & Kowalski, 1995). Как вы, возможно,
помните из материала, изложенного в главах 2 и 4, согласно теории самопрезентации, мы жаждем
представить себя в наилучшем свете и произвести благоприятное впечатление. Подтекст социальной
тревожности прост: мы нервничаем, когда хотим произвести хорошее впечатление, но сомневаемся в
своей способности это сделать. Этот простой принцип помогает объяснить многие экспериментальные
результаты, каждый из которых наверняка находит подтверждение в вашем собственном жизненном
опыте. Более всего мы волнуемся, когда:
— имеем дело с людьми, наделенными властью и занимающими высокое положение, т. е. с теми,
чье мнение о нас нам небезразлично;
— в ситуациях, когда нас оценивают, например при знакомстве с родителями жениха или
невесты;
— наше чувство самоосознания обострено (застенчивые люди постоянно находятся в таком
состоянии), а наше внимание сосредоточено на нас самих и на наших действиях;
— в центре происходящего оказывается нечто, важное для нашего Я-образа; например,
профессор университета волнуется, представляя свои идеи на суд коллег на какой-либо конференции;
— мы попадаем в новую или неопределенную ситуацию, например на первый школьный
танцевальный вечер или первый официальный обед, и не очень хорошо знаем, как нужно вести себя.
Вполне естественно, что во всех этих ситуациях мы внимательнейшим образом стараемся делать
все возможное, чтобы «не подставить» себя: мало разговариваем, избегаем касаться тем, в которых
некомпетентны, следим за всеми своими действиями, стараемся ни на чем не настаивать, быть
уступчивыми и улыбаться. Парадокс заключается в том, что столь сильное желание произвести хорошее
впечатление нередко производит обратное действие (Broome & Wegner, 1994; Meleshko & Alden, 1993).
Однако со временем застенчивые люди завоевывают большую симпатию. Они менее эгоистичны, а их
скромность, отзывчивость и деликатность дорогого стоят (Gough & Thorne, 1986; Paulhus & Morgan,
1997; Shepperd et al., 1995).
Застенчивость — это форма социальной тревожности, для которой характерны самоосознание и
забота о том, что подумают окружающие (Anderson & Harvey, 1988; Asendorpf, 1987; Carver & Scheir,
1986). Люди с обостренным чувством самоосознания, в том числе и многие подростки, в отличие от
уверенных в себе, воспринимают случайные события как имеющие непосредственное отношение к ним
самим (Fenigstein, 1984; Fenigstein & Vanable, 1992). Когда им показывают человека, который, как им
кажется, интервьюирует их (хотя на самом деле это просто видеозапись интервьюера), они
Hosted by uCoz