Негативное мировосприятие может быть не только следствием жизненного опыта одинокого
человека, оно также способно накладывать на него определенный отпечаток. Убежденность в
собственной социальной никчемности и пессимистический взгляд на окружающих мешают одиноким
людям вести себя так, чтобы избавиться от этого чувства. Им бывает трудно знакомиться с новыми
людьми, звонить по телефону и участвовать в коллективных действиях (Rook, 1984; Spitzberg & Hurt,
1987; Nurmi et al., 1996). He будучи сами откровенными, одинокие люди с презрением относятся к тем,
кто с легкостью «выворачивает» перед другими свою душу (Rotenberg, 1997). Они склонны к
чрезмерному самоосознанию и к заниженной самооценке, а разговаривая с малознакомым человеком,
больше говорят о себе и меньше интересуются собеседником, чем люди, которые не чувствуют себя
одинокими (Jones et al., 1982). После подобных разговоров у новых знакомых обычно остаются
негативные впечатления об одиноких людях (Jones et al., 1983).
{Близкие отношения и позитивный стиль объяснений защищают от чувства одиночества}
Социальное познание и тревожность
Большинство людей нервничают, когда проходят отборочное собеседование при поступлении на
очень привлекательную для них работу, или в первый раз назначают свидание, или когда им нужно
войти в комнату, где очень много незнакомых людей, что-то выполнить перед аудиторией, мнение
которой важно для них, или выступить с речью, причем страх перед публичным выступлением является
наиболее распространенной фобией. Некоторые люди, и в первую очередь застенчивые или легко
смущающиеся, страшатся едва ли не всех ситуаций, в которых возможна их оценка. Для таких людей
тревожность скорее черта характера, чем временное состояние.
Почему мы испытываем тревожность в социальных ситуациях? Почему некоторые люди
«пленники» собственной робости? Барри Шленкер и Марк Лири отвечают на эти вопросы, основываясь
на теории самопрезентации (Schlenker & Leary, 1982b; 1985; Leary & Kowalski, 1995). Как вы, возможно,
помните из материала, изложенного в главах 2 и 4, согласно теории самопрезентации, мы жаждем
представить себя в наилучшем свете и произвести благоприятное впечатление. Подтекст социальной
тревожности прост: мы нервничаем, когда хотим произвести хорошее впечатление, но сомневаемся в
своей способности это сделать. Этот простой принцип помогает объяснить многие экспериментальные
результаты, каждый из которых наверняка находит подтверждение в вашем собственном жизненном
опыте. Более всего мы волнуемся, когда:
имеем дело с людьми, наделенными властью и занимающими высокое положение, т. е. с теми,
чье мнение о нас нам небезразлично;
в ситуациях, когда нас оценивают, например при знакомстве с родителями жениха или
невесты;
наше чувство самоосознания обострено (застенчивые люди постоянно находятся в таком
состоянии), а наше внимание сосредоточено на нас самих и на наших действиях;
в центре происходящего оказывается нечто, важное для нашего Я-образа; например,
профессор университета волнуется, представляя свои идеи на суд коллег на какой-либо конференции;
мы попадаем в новую или неопределенную ситуацию, например на первый школьный
танцевальный вечер или первый официальный обед, и не очень хорошо знаем, как нужно вести себя.
Вполне естественно, что во всех этих ситуациях мы внимательнейшим образом стараемся делать
все возможное, чтобы «не подставить» себя: мало разговариваем, избегаем касаться тем, в которых
некомпетентны, следим за всеми своими действиями, стараемся ни на чем не настаивать, быть
уступчивыми и улыбаться. Парадокс заключается в том, что столь сильное желание произвести хорошее
впечатление нередко производит обратное действие (Broome & Wegner, 1994; Meleshko & Alden, 1993).
Однако со временем застенчивые люди завоевывают большую симпатию. Они менее эгоистичны, а их
скромность, отзывчивость и деликатность дорогого стоят (Gough & Thorne, 1986; Paulhus & Morgan,
1997; Shepperd et al., 1995).
Застенчивость это форма социальной тревожности, для которой характерны самоосознание и
забота о том, что подумают окружающие (Anderson & Harvey, 1988; Asendorpf, 1987; Carver & Scheir,
1986). Люди с обостренным чувством самоосознания, в том числе и многие подростки, в отличие от
уверенных в себе, воспринимают случайные события как имеющие непосредственное отношение к ним
самим (Fenigstein, 1984; Fenigstein & Vanable, 1992). Когда им показывают человека, который, как им
кажется, интервьюирует их (хотя на самом деле это просто видеозапись интервьюера), они
|