показал, что среди тех из них, кто, разделяя нравственные ценности яппи, предпочел дружеским и
семейным узам финансовый и профессиональный успех и престиж, считающих себя «весьма» или
«очень» несчастными было в 2 раза больше людей, чем среди остальных их бывших соучеников.
<Зачем тратить деньги на то, без чего можно прожить, и труд на то, что не приносит
удовлетворения? Евангелие от Исайи 55:2>
Прервите чтение и задумайтесь: какое событие минувшего месяца принесло вам как личности
наибольшее удовлетворение? Кен Шелдон и его коллеги задавали этот и другие вопросы (о событиях
минувшей недели и минувшего семестра) группе студентов университета (Sheldon et al., 2001). Затем
они просили респондентов оценить, в какой мере наиболее знаменательное для них событие
удовлетворило десять их различных потребностей. В качестве эмоциональных потребностей, с
наибольшей полнотой удовлетворяющих им, студенты назвали самооценку, близость с окружающими и
самостоятельность (чувство контроля над событиями собственной жизни). Деньги и роскошь как
факторы, прогнозирующие удовлетворенность, оказались в самом конце списка, т. е. получили
наименьшие рейтинги.
Мы знаем, чем чреват материализм для экологии и для личности... кажется, знаем. По данным
социолога из Принстонского университета Роберта Вутноу, 89% из более чем 2000 респондентов
(репрезентативной выборки, представляющей все слои американского общества) считают, что «наше
общество слишком материалистично» (Wuthnow, 1994). Читай: другие слишком материалистичны.
Потому что 84% респондентов также сказали, что хотели бы иметь больше денег, а 78% что «очень
или весьма важно» иметь «красивый дом, новую машину и прочие приятные вещи».
<Второй закон Паркинсона: расходы растут пропорционально доходам.>
Так почему же мы не чувствуем себя более счастливыми, когда у нас появляются и красивый
дом, и новая машина? Почему сегодня 41% американцев (в 1973 г. их было только 13%) считают, что в
машине непременно должен быть кондиционер (Schor, 1998)? И как получилось, что вчерашние
предметы роскоши музыкальные центры для слушания компакт-дисков, цветные телевизоры и
персональные компьютеры сегодня уже считаются предметами первой необходимости, а завтра
будут признаны безнадежно устаревшими? (Наш первый домашний компьютер, который загружался с
помощью кассетного магнитофона, казался нам просто замечательным до тех пор, пока мы не
приобрели более быстродействующую машину, а она, в свою очередь, перестала удовлетворять нас
после того, как появился Pentium, «неповоротливость» которого скоро начнет раздражать нас.)
Психология потребления базируется на двух принципах. Первый способность человека к
адаптации, а второй наша склонность к социальному сравнению.
Феномен адаптации к определенному уровню
Суть этого феномена заключается в том, что восприятие успеха, неудачи и такие чувства, как
удовлетворенность и неудовлетворенность, относительны и зависят от того, что было в прошлом. Если
наши текущие достижения ниже тех, которые были у нас раньше, мы испытываем неудовлетворенность
и фрустрацию; если же сегодня мы добиваемся большего, чем добивались вчера, мы удовлетворены
и считаем себя успешными.
( И все-таки я не понимаю! Чего тут понимать, Люси? В жизни всегда так: взлеты
чередуются с падениями.
Но почему?! Почему в моей жизни должны быть падения?! Я хочу, что бы их не было! Мне
нужны только взлеты!
Почему за одним взлетом не может следовать другой?! Еще более высокий?!
Мне не нужны никакие падения! Мне нужны взлеты, взлеты и еще раз взлеты! Нет, это
выше моих сил!)
|