у нас больше неблагополучных подростков; у нас стало больше психиатров и больше людей,
нуждающихся в их услугах. Станет ли в новом веке чрезмерное потребление, бывшее в конце прошлого
века индикатором социального статуса, еще более уродливым?
Одним из первых, кто обратил внимание на начавшийся спад потребительского ажиотажа, был
Рональд Инглхарт, социолог, проводивший опросы общественного мнения и изучавший состояние
нравственности в разных странах (Inglehart, 1990). И в Европе, и в Северной Америке он заметил
признаки того, что формирующееся новое поколение больше волнуют человеческие отношения,
сохранение природы и смысл жизни, нежели проблемы экономического роста и обороноспособности
страны. Экс-президент Чехии, поэт и прозаик Вацлав Гавел писал: «Чтобы мир изменился к лучшему,
должно измениться человеческое сознание» (Havel, 1990). Людям необходимо проникнуться «более
глубоким чувством ответственности перед миром, иными словами ответственностью перед чем-то
более значимым, чем наше собственное Я». Специалист по проведению опросов общественного мнения
Джордж Гэллап-младший считает, что желание людей думать не только о себе, но и о «вечном»,
становится все более заметным: «Одной из двух тенденций, доминирующих в современном обществе,
является
[наряду со стремлением к более глубоким и более осмысленным отношениям] поиск
духовных ценностей» (George Gallup, Jr., 1998). С 1994 по конец 1998 г. количество американцев,
испытывающих потребность «в нравственном совершенствовании», возросло с 58 до 82% (Gallup,
1998). Одним из аспектов современной духовности нередко становится беспокойство о том, как
человечество «управляет» природными ресурсами Земли.
Вклад психологии в устойчивое будущее отчасти будет определяться ее достижениями в
изучении таких феноменов, как убеждение, адаптация и социальное сравнение. Результаты
исследований, проведенных Маршаллом Дермером и его коллегами, позволяют говорить, что любой
опыт, понижающий «планку» наших стандартов сравнения, способен «охладить потребительский пыл»
(Dermer et al., 1979). В одном из проведенных ими экспериментов испытуемые, студентки Университета
штата Висконсин (г. Милуоки), должны были вообразить себя в условиях депривации. После того как
женщины либо ознакомились с непростыми условиями жизни в их городе в 1900 г., либо представили
себе, что они получили тяжелые ожоги, рубцы от которых обезобразили их, а затем описали свои
чувства, связанные с этим, удовлетворенность их собственной жизнью заметно возросла. В другом
эксперименте, проведенном Дженнифер Крокер и Лисой Галло, одна группа испытуемых писала пять
предложений, начинавшихся словами «Я рад, что я не...», а вторая пять предложений, начинавшихся
словами «Мне хотелось бы быть...» (Crocker & Gallo, 1985). После этого оказалось, что члены первой
группы настроены более оптимистично и больше удовлетворены своей жизнью, чем члены второй
группы. Похоже, что люди интуитивно понимают, какую пользу приносит сравнение с теми, кому
живется хуже, чем тебе. Человек, самооценка которого оказалась под угрозой, нередко ищет то, что
может помочь ему вырасти в собственных глазах, и сравнивает себя с тем, кто менее удачлив (Gibbons
& Gerrard, 1989; Reis et al., 1993; Taylor, 1989). Осознание того, что другим еще хуже, помогает нам не
забывать о собственном везении и заставляет задуматься о том, что, возможно, нам вовсе не нужно все
это «барахло»: «Отчаиваться из-за отсутствия башмаков можно лишь до той поры, пока не увидишь
человека, у которого нет ног» гласит персидская пословица.
Проблема крупным планом. Мысли, убийственные для мира, ресурсы которого ограниченны
Потребление делает людей счастливыми. «Когда мы купим этот охотничий домик, я буду
счастлив».
Наплевательское отношение к будущему. «Будущее само позаботится о себе. Я живу сейчас».
Приобретать это хорошо. «Чем больше, тем лучше».
Алчность это хорошо. «Мы все должны иметь столько, сколько можем себе позволить».
Лучше платить меньше, чем больше. «Не облагайте налогом бензин, чтобы приучить
экономить его. Мне нужно дешевое топливо».
Нечего чинить то, что пока еще не сломалось. «Те, кто говорят о потеплении климата, могут и
ошибаться».
(Источник:
Ceorge S. Howard (2000). Adapting Human Lifestyle for the 21st Century. American
Psychologist, 55, 509-515.)
---
Психология вносит свой вклад в создание надежного будущего и посредством изучения того, что
может быть названо хорошей жизнью. Если материализм не улучшает качества жизни, то что же, в
|