воздействие таких значимых событий, как потеря работы или разрыв с любимым человеком, сходит на
нет значительно быстрее, чем многие думают (Gilbert et al., 1998). Радостные события повышение
зарплаты, победа в крупном соревновании, важный экзамен, сданный на «отлично», делают нас
счастливыми; и это ощущение сохраняется до тех пор, пока мы не привыкаем к нему. Неприятные
события супружеская ссора, неудача на работе, социальный конфликт огорчают нас, но редко
более чем на несколько дней.
<Все наши желания, за исключением тех, которые можно удовлетворить, имея очень небольшой
доход, не более чем фантазии. Генри Сент-Джон, Письмо к Свифту, 1719>
Даже жертвы автомобильных аварий, на всю жизнь оставшиеся парализованными, слепые люди
и люди с другими тяжкими признаками инвалидности, как правило, мужественно приспосабливаются к
обстоятельствам. Они привыкают к своей инвалидности и достигают нормального или близкого к нему
уровня удовлетворенности жизнью (Brickmann et al., 1978; Chwalisz et al., 1988; Shulz & Decker, 1985).
Разумеется, жертвы автомобильных аварий хотели бы быть здоровыми, а многие из нас завидуют тем,
кто выигрывает в лотерею. Но после некоторого периода адаптации приходишь к поразительному
выводу: и люди, ставшие инвалидами после автомобильных аварий, и мы, и выигравшие в лотерею, не
сильно отличаемся друг от друга в том, что касается обыденного, повседневного счастья.
Адаптационные возможности людей поистине неисчерпаемы.
На пути к разумному потреблению
Можно ли утверждать, что способность людей привыкать к новым удовольствиям и
сравнивать свою жизнь с жизнью окружающих питают непрерывный спиралеобразный рост
материализма и потребительской активности? Или, возможно, на смену материализму придет нечто
менее вызывающее, некий «постматериализм»? Способно ли образование изменить ситуацию? Или
оно недостаточно убедительно, ведь знать, что курение причиняет вред, еще не значит бросить
курить? А может быть, все-таки, если люди узнают о том, что связь между богатством и
благополучием весьма слаба, они внесут свой вклад в устойчивое будущее?
Из главы 4 мы знаем, что на поведение влияют не только установки, но и различные внешние
обстоятельства и что нередко установки следуют за поведением. А это значит, что вызвать более
приемлемое с точки зрения экологии поведение могут самые разные факторы, в том числе и
государственная политика, основанная на материальном стимулировании бережного отношения к
природным ресурсам, пропаганда, направленная на выработку приверженности определенному
поведению, отказ от Я-мышления в пользу Мы-мышления и от заботы о настоящем в пользу заботы
о будущем (Stern, 2000; Mc-Kenzie-Mohr, 2000; Winter, 2000). Образование а именно оно и является
целью данной главы тоже играет определенную роль, и нужна информация о том, что Джордж
Говард назвал «Мыслями, убийственными для мира, ресурсы которого ограниченны» (см. «Проблема
крупным планом»).
<Сколь велико ни было бы различие между людьми, существует некий баланс радости и печали,
уравнивающий всех. Ларошфуко, Максимы, 1665>
Как уже было сказано выше, конец XX в. был отмечен ростом материализма и потребления,
причем с наибольшей силой это проявилось в США. Когда сотрудники компании Roper, проводившей
опрос общественного мнения, спрашивали у респондентов, что, по их мнению, делает «жизнь
хорошей», ответ «много денег» в 1975 г. был получен от 38% респондентов, а в 1996 г. от 63%
(Putnam, 2000). С утверждением «Я не могу позволить себе всего того, что мне действительно нужно»
согласны 39% американцев, зарабатывающих от $75 000 до $100 000 в год (Schor, 1998).
Однако есть признаки начавшегося сдвига в сторону постматериалистских ценностей. Он
происходит по мере того, как люди:
осознают такие реалии, как рост народонаселения, изменение климата, уничтожение дикой
природы и исчезновение многих видов животных и растений;
понимают, что погоня за материальными благами делает их менее счастливыми;
понимают, что экономический рост богатых стран не принес их гражданам удовлетворения.
У людей, стремящихся к постоянному пополнению «запасов», нередко скапливаются кучи
компакт-дисков, которые они ни разу не слушали; в шкафах полно одежды, которая редко надевается, а
гаражи забиты роскошными авто, но все это не приносит им радости. Мы стали жить в более
просторных домах, но у нас появилось больше распавшихся семей; мы имеем более высокие доходы, но
|