Есть и другая причина, заставляющая людей заниматься самоуничижением и восхвалять других.
Представьте себе тренера, который перед важным матчем на все лады расхваливает соперника. Можно
ли сказать, что он абсолютно искренен? Когда тренеры публично превозносят соперников, они делают
это для того, чтобы создать у окружающих впечатление о нем и его подопечных как о скромных людях,
настроенных на честную борьбу, и обеспечить благоприятные отзывы при любом исходе игры. В такой
ситуации победа достойное всяческой похвалы достижение, а поражение следствие потрясающей
игры команды-соперника в обороне. Как сказал Фрэнсис Бэкон, философ, живший в XVII в.,
скромность есть не что иное, как одно из проявлений «искусства хвастовства». Так, по данным Роберта
Гоулда, Пола Бронштейна и Гарольда Сигала, участники лабораторного эксперимента студенты
Мэрилендского университета тоже восхваляли своего будущего оппонента, но только тогда, когда
оценивали его публично (Gould, Brounstein & Sigall, 1977). Анонимные характеристики были куда
сдержаннее! Человек, осознающий собственные способности, ведет себя более естественно и не
испытывает острой необходимости в оценочном поведении (Gibson & Sachau, 2000).
<Нередко смирение всего лишь трюк, уловка, на которую пускается гордость, умолкающая на
время только для того, чтобы затем еще громче заявить о себе. Ларошфуко, Максимы, 1665>
Ложная скромность проявляется и тогда, когда люди пишут автобиографии и перечисляют
собственные достижения. На всех церемониях, посвященных вручению премий и призов, награжденные
в изысканной форме благодарят своих близких и не только их за поддержку. Так, принимая
Академическую премию, Морин Стэйплтон благодарил свою семью, детей, друзей и всех, кого он
встречал на протяжении всей своей жизни. Противоречит ли подобная щедрость при «раздаче
благодарностей» распространенному мнению, согласно которому люди с готовностью приписывают
успехи своим собственным усилиям и компетентности?
Чтобы ответить на этот вопрос, Рой Баумейстер и Стейси Илко попросили студентов описать
какой-либо свой успех, который они считают важным для себя (Baumeister & Ilko, 1995). Те
испытуемые, которых они попросили подписать свои сочинения и которые предполагали, что их работы
будут прочитаны вслух, преимущественно благодарили за оказанные им помощь и моральную
поддержку. В анонимных работах слова благодарности встречались редко, их авторы изображали себя
единоличными творцами собственных достижений. Эти результаты позволили Баумейстеру и Илко
предположить, что людям присуща «напускная признательность» поверхностная благодарность,
некая маска, которая надевается лишь для того, чтобы казаться скромным, хотя «в глубине души» они
считают творцами собственных успехов только самих себя.
Напускная признательность проявляется в тех случаях, когда мы, подобно Морину Стэйплтону,
добиваемся больших успехов, чем окружающие, и не уверены в их чувствах к нам. Если нам кажется,
что наш успех может вызвать у кого-то зависть или недоброжелательное отношение, феномен,
названный Джулией Экслайн и Марси Лобел (Exline & Lobel, 1999) «опасностями, подстерегающими
победителя», мы можем принизить собственные достижения и изобразить признательность. Людям,
добивающимся действительно значительных достижений, не нужно притворяться скромными:
скромность их естественное качество.
Создание препятствий самому себе
Нередко люди сами подрывают собственные шансы на успех, создавая препятствия, которые
делают его менее вероятным. Они далеки от мысли о сознательном саморазрушении и, как правило,
ведут себя так в целях самозащиты (Arkin et al., 1986; Baumeister & Scher, 1988; Rhodewalt, 1987).
«Никакой я не неудачник. И все было бы в полном порядке, если бы не одно но».
Почему люди сами мешают себе подобным пораженчеством? Вспомните, с какой готовностью
мы бросаемся на защиту собственного имиджа, когда приписываем свои неудачи внешним
обстоятельствам. Вы можете понять, почему люди, боясь неудачи, тем не менее способны сами мешать
себе: провести полночи накануне интервью по поводу работы на вечеринке или играть в видеоигры
вместо того, чтобы готовиться к трудному экзамену? Если собственный имидж человека тесно связан с
результативностью его действий, закончившиеся неудачей серьезные усилия могут быть для него более
травмирующими, нежели создание помех собственными руками с последующим готовым объяснением
причины неудачи. Если мы потерпим неудачу, так или иначе мешая себе, то можем продолжать
цепляться за ощущение собственной компетентности, а если и при этих условиях преуспеем, то лишь
вырастем в собственных глазах. Препятствия, которые мы создаем себе сами, защищают как нашу
самооценку, так и мнение о нас окружающих: они позволяют нам приписывать свои поражения каким-
|