либо временным или внешним факторам («Я неважно чувствовал себя», «Накануне я слишком поздно
вернулся домой»), а не отсутствию таланта или способностей.
<Без попытки нет неудачи, а коль скоро нет неудачи нет и унижения.
Уильям Джеймс,
Принципы психологии, 1890>
Анализ феномена, известного под названием создание препятствий самому себе,
сделанный
Стивеном Бергласом и Эдвардом Джоунсом (Berglas & Jones, 1978), был подтвержден авторами в ходе
лабораторного эксперимента, цель которого была обозначена для испытуемых как «изучение влияния
наркотиков на интеллект». Представьте себе, что вы студенты Университета Дьюка, участвующие в
этом эксперименте. После того как вы ответили на несколько трудных вопросов из теста на измерение
способностей, вам говорят: «До сих пор мало кто добивался таких блестящих результатов!» Вы не
помните себя от счастья, а вам, прежде чем продолжить тестирование, предлагают на выбор два
«наркотика», один из которых якобы активизирует умственную деятельность, а другой тормозит ее.
Какой вы выберете? Большинство испытуемых предпочли тот, что тормозит: на тот случай, если они не
очень успешно справятся с вопросами, у них будет готовое объяснение.
Исследователи доказали существование и других способов, посредством которых люди сами
создают себе препятствия. Страх людей перед неудачами проявляется по-разному. Они:
перед важными соревнованиями уменьшают интенсивность тренировок (речь о спортсменах,
занимающихся индивидуальными видами спорта) (Rhodewalt et al., 1984);
дают преимущество своему оппоненту (Shepperd & Arkin, 1991);
жалуются на депрессию (Baumgartdner, 1991);
сразу же начинают плохо выполнять задание, чтобы окружающие не связывали с ними
ожиданий, которым не суждено будет осуществиться (Baumgardner & Brownlee, 1987);
при выполнении трудного задания, требующего полной самоотдачи, не выкладываются так,
как могли бы (Hormuth, 1986; Pyszczynski & Greenberg, 1987; Riggs, 1992; Turner & Pratkanis, 1993).
Управление впечатлением
Предрасположенность в пользу своего Я, ложная скромность и препятствия, которые мы создаем
себе сами, все это свидетельства нашей глубочайшей заботы о собственном имидже. Степень
управления нами впечатлением, которое мы производим на окружающих, может быть разной, но
занимаемся мы им постоянно. Хотим ли мы потрясти окружающих, запугать их или показаться
беспомощными, мы социальные животные, играющие «на зрителя».
Термином самопрезентация обозначается наше желание создать благоприятное впечатление о
себе как у «внешней аудитории» (у окружающих), так и у «внутренней аудитории» (у самих себя). Мы
работаем над созданием собственного имиджа. Чтобы поддержать свой имидж и подтвердить его, мы
извиняем или оправдываем себя или приносим свои извинения другим (Schlenker & Weigold, 1992). В
привычных ситуациях все это происходит без сознательных усилий. В незнакомых ситуациях, например
на вечеринке, в присутствии людей, на которых нам бы хотелось произвести впечатление, или во время
беседы с человеком противоположного пола мы безошибочно осознаем, какое именно впечатление
производим, а потому ведем себя не так скромно, как в окружении друзей, которые нас хорошо знают
(Leary et al., 1994; Tice et al., 1995). Готовясь сфотографироваться, мы даже можем «примерять» перед
зеркалом разные выражения лица.
( Гм... Что же мне сегодня надеть?)
Учитывая внимание, которое мы уделяем самопрезентации, не приходится удивляться тому, что
|