рациональности способов, к которым мы прибегаем, интерпретируя поведение, теоретик атрибуции
Гарольд Келли описал использование нами информации о «постоянстве», «различиях» и «консенсусе»
(Kelley, 1973) (рис. 3.1). Пытаясь понять, почему у Эдгара проблемы с его компьютером XYZ,
большинство
людей, как и полагается, используют информацию о постоянстве (всегда ли у Эдгара
барахлит компьютер?), о различиях (возникают ли у Эдгара проблемы, когда он работает на всех
компьютерах, или только на XYZ?)
и о консенсусе (возникают ли у других пользователей компьютера
XYZ такие же проблемы, как возникли у Эдгара?).
Рис. 3.1. Теория атрибуции Гарольда Келли. Какими именно внутренними или внешними
причинами мы объясняем чье-либо поведение, зависит от трех факторов: постоянства, различий и
консенсуса. Постарайтесь придумать собственные примеры такого плана: если Мэри и многие другие
критикуют Стива (консенсус) и если Мэри не критикует никого другого (высокий уровень различия),
мы делаем вывод о том, что имеет место какая-то внешняя причина (т. е. Стив действительно
заслуживает критики). Если только Мэри критикует Стива (низкий уровень консенсуса) и если она
критикует также и многих других (низкий уровень различия), мы прибегаем к внутренней атрибуции
(причина заключается в самой Мэри)
Итак, на уровне здравого смысла мы нередко объясняем поведение логически. Однако Келли
обнаружил, что в повседневной жизни люди часто недооценивают иные возможные причины, если
известны другие правдоподобные объяснения того или иного поведения. Если я в состоянии назвать
одну или две достоверные причины, по которым студент мог плохо сдать экзамен, то вполне могу
проигнорировать или недооценить и альтернативные объяснения (McClure, 1998).
Интеграция информации
Дополнительные свидетельства в пользу разумности наших социальных суждений получены при
изучении интеграции информации. По данным Нормана Андерсона и его коллег, существуют
определенные правила, подчиняясь которым мы создаем целостное впечатление о человеке на базе
разрозненных сведений (Anderson, 1968; 1974). Допустим, вам предстоит встреча с незнакомой вам
девушкой, про которую вам сказали, что она «умная, бесстрашная, ленивая и искренняя». Результаты
изучения того, каким образом люди связывают подобную информацию, позволяют предположить, что
вы, скорее всего, «взвесите» каждое из этих определений с точки зрения их значимости для вас. Если вы
считаете искренность наиболее важным качеством, вы придадите ей большее значение; вероятно также,
что вы будете более чувствительны к негативной информации. Такая негативная информация, как «она
непорядочный человек», может оказаться наиболее «сильнодействующим» фактором вследствие
своей нетрадиционности. Если вы похожи на участников экспериментов Соломона Аша (Asch, 1946),
Берта Ходжеса (Hodges, 1974), Рооса Вонка (Vonk, 1993), а также Рамадхара Синха и его коллег (Singh
et al., 1997), то можете переоценить те сведения, которые получите раньше других, т. е.
продемонстрировать феномен, называемый «эффектом первенства» (primacy effect). Первое впечатление
|