Шестилетнего мальчика, который поцеловал свою однокласницу, обвинили в сексуальных
домогательствах. Ха! Я же говорил, что сексуальные домогательства всего лишь выдумка
феминисток, этих ненормальных недотрог!
Посетительница «Макдонольдса», вылившая на себя горячий кофе, подала на компанию в суд.
Любой иск против любой корпорации это несерьезная попытка вымогательства!
Во Флориде (или Техасе) совершено убийство. Убийца человек, освобожденный из
тюрьмы условно досрочно под честное слово. Всех преступников нужно приговаривать, как
минимум, к пожизненному заключению! («Магазинные кражи»)
Эта информация быстро усваивается, хорошо запоминается и надолго сохраняется в памяти!
«Дайджесты пикантных новостей» мой путь к просвещенности! («Дети выбирают королеву
красоты»))
Яркие, запоминающиеся, а потому и когнитивно доступные события влияют на наше восприятие
социального мира
Чем значительнее событие, тем интенсивнее противоречащее фактам мышление (Roese
& Hur,
1997). Известно, что человек, потерявший в результате автомобильной аварии супруга или ребенка, или
тот, чей ребенок скоропостижно скончался, постоянно возвращается мыслями к этому событию, заново
проигрывая и реконструируя его (Davis et al., 1995, 1996). Один мой друг, чьи жена, дочь и мать
погибли при лобовом столкновении их машины с автомобилем, за рулем которого сидел пьяный
водитель, сказал: «В течение многих месяцев я постоянно перебирал в памяти события того дня и
изменял их последовательность таким образом, чтобы предотвратить трагедию» (Sittser, 1994).
<Люди, однако, чаще извиняются за свои действия, нежели за бездействие.
Зиленберг и др.,
1998>
{Когда решался спорный вопрос о победителе президентских выборов 2000 г., и сторонники
Джорджа Буша, и сторонники Ала Гора с одобрением приветствовали пересчет голосов в штате
Флорида как будущее доказательство победы именно их кандидата}
И все же люди гораздо больше жалеют не о том, что сделали, а о том, чего не сделали. «Жаль,
что в колледже я был слишком легкомысленным». Или: «Отец умер, а я так и не успел сказать ему, что
люблю его. Я сожалею об этом» (Gilovich & Medvec, 1994; Savitsky et al., 1997). (Результаты
одного
опроса, проведенного среди взрослых, показывают: большинство респондентов сожалеют о том, что в
свое время недостаточно серьезно отнеслись к получению образования (Kinner & Metha, 1989).) Может
быть, у нас было бы меньше поводов для сожалений, если бы мы чаще стремились выйти за пределы
«зоны собственного комфорта» рисковали, терпели неудачи, но хотя бы пытались достичь чего-то?
Кто не рискует, тот не пьет шампанского.
Иллюзорное мышление
На наше повседневное мышление также влияет поиск логики в случайных событиях
тенденция, которая способна увести нас далеко по любому из многочисленных ложных путей.
Иллюзорная взаимосвязь
Обнаружить взаимосвязь там, где ее нет, несложно. Ожидая тесной корреляции, мы с легкостью
связываем между собой разрозненные события, приписывая им иллюзорную взаимосвязь.
Уильям
Уорд и Герберт Дженкинс познакомили испытуемых с результатами якобы проходившего в течение 50
дней эксперимента, суть которого заключалась в обработке облаков специальными реагентами,
вызывавшими дождь (Ward & Jenkins, 1965). Они сказали испытуемым, в какие именно дни облака
обрабатывали и в какие дни шли дожди. Эта информация была не более чем случайной смесью фактов:
иногда обработка и дождь совпадали, иногда нет. Тем не менее испытуемые в полном
соответствии с их представлениями о воздействии реагентов на облака были убеждены в том, что
они наблюдали связь между обработкой и дождем.
То, что случайные события без труда воспринимаются нами как подтверждение наших
суждений, доказано и другими исследователями (Crocker, 1981; Jennings et al., 1982; Trolier & Hamilton,
1986). Если мы убеждены в существовании корреляции, то более склонны замечать и запоминать
соответствующие примеры. Если мы верим в то, что предчувствия и последующие события связаны
между собой, мы замечаем и запоминаем связь между предчувствием и событием, которое произойдет
|