Подобное явление существует у нас и в области слуха. Наши два уха, каждое в отдельности,
улавливают особенности источника звука. Но информация от них достигает мозга не одновременно, а с
различием меньше тысячной доли секунды, так как ушные раковины несколько отдалены друг от друга.
Именно благодаря этому различию мозг способен воспроизвести стереофонический звуковой мир в
трех измерениях.
При зрительном восприятии человек, потерявший один глаз, оказывается в положении
художника, старающегося передать глубину пейзажа на своем полотне: он вынужден пользоваться
монокулярными признаками.
Так, удаленные предметы будут казаться меньше в соответствии с
линейной перспективой, где воображаемые параллельные прямые сходятся к одной точке горизонта.
Существует еще воздушная перспектива: далекие предметы кажутся менее четкими, так как свет,
который они отражают, частично поглощается пылью и влагой атмосферы. Что касается близко
расположенных предметов, то даже при очень медленном смещении головы они быстрее движутся в
поле зрения, чем удаленные, и притом в противоположном направлении (эффект параллакса).
Кроме
того, они располагаются между нашим глазом и задним планом, закрывая его часть, и это тоже
указывает на их близость (рис. 5.8).
Рис. 5.8. На этой фотографии хорошо представлены различные признаки, используемые при
восприятии трехмерного пространства: линейная перспектива (параллельные линии сходятся),
воздушная перспектива (контуры более удаленных зданий менее четки) и эффект интерпозиции (ближе
расположенные предметы частично закрывают более удаленные).
У человека бинокулярное зрение эффективно лишь на расстояниях примерно до 15 метров. О
пространственных отношениях более далеких объектов приходится судить только по эффектам
перспективы, параллакса и закрытия одних предметов другими.
Адаптация и привыкание
Хотя наши органы чувств и ограничены в возможностях восприятия сигналов, тем не менее они
находятся под непрерывным воздействием раздражителей. Мозгу, который должен перерабатывать
получаемые сигналы, нередко угрожает перегрузка информацией, и он не успевал бы ее сортировать и
упорядочивать, если бы не было регулирующих механизмов, которые поддерживают количество
раздражителей на более или менее постоянном приемлемом уровне.
Первый из этих регулирующих механизмов действует в самих рецепторах. Речь идет о сенсорной
адаптации, которая осуществляется в рецепторных клетках глаз, ушей, кожи и других органов чувств.
Она уменьшает их чувствительность к повторяющимся или длительно воздействующим стимулам.
Например, когда мы в солнечный день выходим из кинозала, яркий свет мешает нам некоторое время
различать отдельные элементы в декоративном оформлении фойе. Однако через несколько секунд мы
уже сможем рассматривать важные детали, выступающие на фоне, к которому наши глаза начали
|