Navigation bar
  Print document Start Previous page
 127 of 574 
Next page End  

привыкать [*].
[Нужно отметить, что наблюдается и обратное явление: мы входим в зал, и нам кажется, что
вокруг нас полная темнота, но потом глаза приспосабливаются и начинают различать все детали.]
Точно так же уши рабочего, пришедшего на завод, уже спустя несколько минут «перестают
слышать» шум машин. То же происходит и с запахом мыла или туалетной воды, который мы и наши
близкие очень быстро перестаем чувствовать. Наша кожа мгновенно привыкает к контакту с
надеваемой утром одеждой, к давлению очков на нос или к кольцу на пальце.
Таким образом, когда раздражение становится постоянным, рецепторы перестают на него
реагировать: чем слабее стимул, тем скорее наступает адаптация, и, наоборот, чем он сильнее, тем
труднее к нему адаптироваться. Слишком яркий свет, сильный холод или сильная жара, резкий запах
или громкие звуки обычно способны продлить возбуждение соответствующих рецепторов, и тогда
организм должен предпринять меры, чтобы изменить или устранить ситуацию, к которой его рецепторы
не могут адаптироваться.
Другой регулирующий механизм находится в основании мозга, в ретикулярной формации (см.
приложение А). Он вступает в действие в случае более сложной стимуляции, которая хотя и
улавливается рецепторами, но не столь важна для выживания организма или для той деятельности,
которой он в данное время занят. Речь идет о привыкании (габитуации), когда определенные
раздражители становятся настолько привычными, что перестают влиять на активность высших отделов
мозга: ретикулярная формация блокирует передачу соответствующих импульсов, чтобы они не
«загромождали» наше сознание. Например, зелень лугов и листвы после долгой белой зимы кажется
нам в начале весны такой яркой, а через несколько дней мы так к ней привыкаем, что просто перестаем
замечать. Сходное явление наблюдается у людей, живущих вблизи аэродрома или автодороги. Они уже
«не слышат» шума взлетающих самолетов или проезжающих грузовиков. То же самое происходит и с
горожанином, который перестает ощущать химический привкус питьевой воды, а на улице не чувствует
запаха выхлопных газов автомашин или не слышит автомобильных сигналов.
Здесь речь идет об одном из полезнейших механизмов, благодаря которому индивидуум легче
может заметить любое изменение или любой новый элемент в окружающей обстановке, легче
сконцентрировать на нем внимание, а в случае необходимости и противостоять ему. Подобного же рода
механизм позволяет нам сосредоточить все внимание на какой-то важной задаче, игнорируя привычные
шумы и суету вокруг нас.
Внимание и восприятие
Факторы, определяющие внимание
Для того чтобы событие было воспринято, нужно, чтобы оно могло вызвать ориентировочную
реакцию,
которая позволит нам «настроить» на него свои органы чувств. Без внимания восприятие
невозможно.
Чем больше наше внимание будет привлечено новизной, сложностью или интенсивностью
стимула (события или объекта), тем больше вероятность того, что стимул будет воспринят. У ребенка
этот механизм действует с самого рождения (см. документ 5.4). Другой хорошо известный
определяющий фактор — повторение: реклама, передаваемая по радио или по телевидению, и на сотый
раз способна еще привлечь внимание слушателя или вызвать ориентировочную реакцию у ребенка,
даже (а может быть, именно в том случае) если выраженная в ней мысль совершенно нелепа.
Однако выбор информации, поступающей в мозг из окружающего мира, больше всего зависит от
потребностей и интересов самого субъекта. Голодный человек, идя по незнакомому городу, легче
всего будет замечать вывески ресторанов. Сексуально озабоченный человек скорее обратит внимание
на вещи, ассоциированные с сексом, будь то люди, изображения или предметы. Страстный любитель
машин скорее отметит какую-то деталь кузова, чем человек, для которого машина
лишь средство
передвижения. Очень показательно то, как люди листают газеты, останавливаясь на том или ином
заголовке: это многое говорит об их интересах и увлечениях (см. документ 5.8).
Кроме того, мы часто склонны обращать внимание только на детали, отвечающие нашим
ожиданиям.
Здесь уместно напомнить случай, происшедший с В. Менделом (документ 3.7). Он, зная,
что его пациенты антисоциальны, в первое время замечал только их враждебные проявления. Позднее,
когда он узнал, что им дают успокаивающее лекарство, он бессознательно стал воспринимать только их
Hosted by uCoz