Подпороговое восприятие
Теперь нужно попытаться объяснить, что происходит со всеми сигналами, интенсивность
которых недостаточна для того, чтобы они могли проникнуть в сферу сознания. Эти сигналы, очевидно,
воспринимаются и обрабатываются в подпороговой зоне, минуя таким образом всякий корковый
контроль.
Подпороговое восприятие,
по-видимому, позволяет организму отвечать на поступающие
сигналы так, как он не смог бы ответить, если бы они были приняты и оценены сознанием. К
сожалению, эта гипотеза была прежде всего использована в рекламе товаров. Например, было показано,
что можно внушить кинозрителям желание потреблять газированные напитки или воздушную кукурузу
определенных фирм, показывая неоднократно в течение фильма кадр продолжительностью в 1/24
секунды, восхваляющий достоинства этих продуктов; можно также вызвать у публики большее желание
приобретать продукты, в рекламе которых скрыты звуковые или зрительные подпороговые сообщения
сексуального или угрожающего характера (рис. 5.11).
Рис. 5.11. Некоторые работники рекламы полагают, что подпороговое сообщение (в данном
случае слово «секс», скрытое в кусочках льда и проявленное на этом фотомонтаже с целью
демонстрации), могло бы привлечь наше внимание к товару, который они хотят продать.
Все это способствовало обогащению рекламных агентств, применявших подобные методы.
Однако из-за боязни злоупотребления такой практикой, с одной стороны, и из-за того, что ее реальная
эффективность осталась неподтвержденной с другой, возникли сомнения в обоснованности самой
гипотезы, положенной в ее основу.
Тем не менее спустя несколько лет появился интерес к лечебному применению такого рода
методов, особенно для оказания помощи курильщикам, алкоголикам и тучным людям. Сходные
программы были разработаны также для лечения больных шизофренией и депрессией (Silverman et al.,
1982). Положительные результаты были достигнуты у пациентов, которым подпороговым путем
предлагалась идея типа «мы с мамой составляем одно целое» [*], но эффект был таким же и у молодых
испытуемых, признанных нормальными, которым предлагалась та же мысль. Результаты в
определенных тестах были у этой группы выше, чем у контрольной группы, которая подвергалась
стимуляции, не содержавшей таких подпороговых компонентов (Ariam, Siller, 1982).
[Такая мысль могла бы, видимо, восприниматься как успокаивающая, поскольку она, согласно
гипотезе психоаналитиков, отражает неосознанное желание вновь оказаться в ситуации,
предшествующей рождению.]
Однако, несмотря на все большее число исследований, ведущихся в этом направлении, ничего
определенного относительно подобной практики установить пока не удалось.
Экстрасенсорное восприятие
Многие ученые заостряют внимание на сходстве восприятия подпорогового и экстрасенсорного.
В обоих случаях речь идет о восприятии сигналов, которые слишком слабы, чтобы дойти до уровня
сознания, но все же способны оставить след, который мог бы быть воспринят некоторыми людьми в
|