работать, тем легче удавалось вернуть их в общество. По-видимому, в процессе развития имеются некие
оптимальные периоды для обучения определенным вещам, которые позднее не усваиваются, как в
случае Виктора, начавшего обучаться лишь в 12 лет.
Какое же заключение можно сделать о Викторе на основании всего, что о нем известно? Был ли
он нормальным или нет?
Безусловно, да до тех пор, пока он жил в лесу. Одно то, что он сумел выжить на протяжении
стольких лет, говорит о его почти идеальной адаптации к этому образу жизни. Но люди, ежедневно
соприкасавшиеся с Виктором после того, как тот был найден, утверждали обратное, поскольку он жил и
реагировал не так, как они. Вот еще одна проблема, встающая перед тем, кто начинает изучать
поведение: на какие критерии следует опираться при определении нормы?
Нередко мы обращаемся к
своим собственным схемам мышления, чтобы судить о том, что считать «нормальным», а что нет. В
этом случае мы легко можем посчитать сумасшедшим того, кто ведет себя в соответствии с обычаями,
присущими другим культурам,
как только его поведение начинает отличаться от нашего и мы
перестаем его понимать. Но существуют ли абсолютные критерии?
Все вопросы, поднятые в связи с историей Виктора, находятся в центре внимания психологии,
когда речь идет о развитии любого человека. Цель данной книги дать ответы, пусть пока частичные,
на эти вопросы.
В первой части книги мы намерены определить, что такое поведение человека, и показать, как
его объясняют психологи, принадлежащие к различным школам; затем будут рассмотрены методы,
которыми они для этого пользуются.
В главе 1 мы попытаемся установить, что в поведении зависит от врожденного, а что от
приобретенного, подойдя к этому вопросу со стороны теории эволюции, особенно гипотез
относительно эволюции человека.
История возникновения психологии и изучения поведения будет рассмотрена в главе 2. Мы
проследим за развитием основных концепций вплоть до XX века и увидим, как в конце этого века
различные течения, противостоявшие друг другу, становятся взаимодополняющими и приходят к более
широким представлениям об индивидууме.
Глава 3 посвящена общему обзору разных разделов психологии, с особым упором на
методические проблемы, возникающие при научном анализе поведения.
В трех других частях мы рассмотрим само поведение людей, особенности их восприятий и
ощущений, научения, мышления, самовыражения, развития и взаимоотношений с себе подобными.
Так, во второй части читатель ознакомится с данными, позволяющими понять, каким образом
происходит активация нашего мозга под действием сигналов, поступающих как извне, так и изнутри,
интерпретация которых зависит от состояния сознания и мотивации в данный момент.
После сделанного в главе 4 обзора различных состояний сознания, нормальных или нарушенных
сном, употреблением наркотиков или медитацией, мы перейдем в главе 5 к тому, каким образом
вырабатывается наше восприятие внешнего мира, зачастую в ущерб восприятию мира внутреннего, и,
наконец, в главе 6 увидим, как наши мотивации и наши эмоции влияют на расшифровку поступающих
сигналов, а также управляют нашим обратным воздействием на то, что нас окружает.
В третьей части будет сделана попытка объяснить, как происходит переработка всех сигналов,
активирующих мозг, и как она делает возможным приобретение навыков и хранение информации в
памяти. В основном, однако, речь пойдет о развитии двух способностей, присущих только человеку:
мышления и способности пользоваться языком, позволяющим выражать мысли.
В главе 7 дан обзор различных способов научения от самых примитивных до наиболее
развитых. Рассмотрев в главе 8 процессы мышления и необходимые для них память и язык, мы
перейдем в главе 9 к изучению разума и творческих способностей, от уровня которых зависит
способность индивидуума к адаптации.
Четвертая часть посвящена индивидууму как целостному развивающемуся существу,
живущему в постоянном взаимодействии с другими. Здесь мы увидим, как устанавливаются критерии
нормальности и как проводится анализ форм поведения, считающихся патологическими.
В главе 10 мы постараемся объяснить, почему каждый из нас приобретает индивидуальность в
процессе физического, полового, умственного и социального развития. Глава 11 посвящена изучению
социальных взаимоотношений, установок и предрассудков, которыми пропитано наше восприятие
других людей и которые очень часто побуждают нас «наклеивать на них ярлыки». И наконец, в главе 12
мы займемся в основном объяснением того, как выражаются эти явления в случаях развития
отклоняющегося поведения у людей, которым тревожное состояние или ранимость при столкновении с
|