Часть I. Изучение поведения история и методы
Введение
В 1799 году в лесах Аверона на юге Франции охотники нашли мальчика, который, по всей
видимости, жил там один (рис. 1.1)
Рис. 1.1. Виктор «дикий ребенок» как он представлен в фильме Франсуа Трюффо, в
котором рассказана его история. Можно ли признать в этом устремленном на нас взгляде взгляд
человека?
Мальчик не был похож на человеческое существо ни в психическом отношении, ни даже
физически. Он передвигался на всех четырех конечностях, ел как животное и кусал тех, кто к нему
приближался. Обоняние и слух были у него чрезвычайно развиты, но очень своеобразны; при малейшем
треске ветки или звуке разгрызаемого орешка он подскакивал, тогда как хлопанье дверью не вызывало у
него ни малейшей реакции. Он был способен ходить голышом в мороз или вытаскивать пищу из очень
горячей воды, не испытывая при этом, по-видимому, никакой боли. Он издавал лишь
нечленораздельные звуки, не пытаясь вступать в общение со своим новым окружением, которое он
рассматривал скорее как препятствие к удовлетворению своих потребностей.
В начале XIX века известный психиатр Пинель (Pinel) обследовал мальчика и заявил, что тот
страдает неизлечимым слабоумием. Молодой врач Итар (Itard), специализировавшийся на лечении
глухих детей, не согласился с таким диагнозом. По его мнению, поведение ребенка, которого назвали
Виктором, следствие очень ранней и длительной изоляции от людей. Итар был убежден, что путем
надлежащего обучения он даст возможность мальчику вступить в лоно общества и жить нормальной
жизнью. Он решил взять это на себя.
Однако после пятилетних усилий Итар был вынужден признать, что ему никогда не удастся
достичь поставленной цели. К юношескому возрасту Виктор научился узнавать различные предметы,
понимал несколько слов и умел их произносить, мог написать и прочитать некоторые из них, не очень
представляя себе их значение; но вскоре мальчик перестал делать успехи.
Попытки приучить Виктора к общению потерпели полную неудачу: он так никогда и не смог
научиться играть или вступать в какие-либо другие отношения с людьми, а его поведение в сексуальном
плане было еще менее адекватным. Вплоть до смерти в возрасте 40 лет никаких заметных улучшений в
его поведении не произошло.
История Виктора порождает серьезные вопросы о том, что составляет основу человеческой
природы.
Рождается ли человек с теми признаками, которые отличают его от прочих живых существ, или
же приобретает их в результате общения с себе подобными? Виктор «чувствовал» иначе; он «слышал»
и «видел» не так, как нормальное человеческое существо. Его эмоции и его мотивации тоже были
иными. Сделала ли его таким среда, в которой он жил, или у него изначально отсутствовал умственный
багаж, необходимый для того, чтобы вести себя как подобает человеку?
Тем не менее он относительно быстро научился передвигаться на двух ногах, а не на
четвереньках, пользоваться предметами обихода цивилизованного человека и, что самое главное,
овладел, хотя и в зачаточной степени, членораздельной речью, к чему не способна ни одна обезьяна.
Какова же роль врожденного и приобретенного в развитии индивидуума? Это один из вопросов,
лежащих в основе понимания нашего поведения.
При рассмотрении истории Виктора встает еще один вопрос, вытекающий из первого: если
мальчик был наделен признаками человека, то почему он не смог полностью освоиться в человеческом
обществе? Был ли он идиотом от рождения,
как это считал Пинель, или аутистическим ребенком,
который не смог бы адаптироваться в любом случае, даже если бы воспитывался среди себе подобных?
Ведь впоследствии в разных частях земного шара находили и других таких детей. Большую часть этих
«детей-волков» или «детей-газелей», обнаруженных в Вест-Индии, а также пятилетнего «маленького
Тарзана», перелетавшего с ветки на ветку в лесах Сальвадора, удалось перевоспитать. Создается при
этом впечатление, что чем они были моложе в тот момент, когда их находили и начинали с ними
|