поддерживало температуру, близкую к температуре тела. Исследователи измеряли время, проводимое
детенышами на каждом из двух манекенов, а также их реакции по отношению к манекенам в новой
непривычной обстановке, порождающей беспокойство.
Рис. 6.17. Детеныш обезьяны, растущий с двумя манекенами вместо матери, будет проводить
большую часть времени на манекене, который дает ему «теплый» контакт, а к другому будет прибегать
только для кормления.
Результаты прямо противоречили традиционной гипотезе. Малыши привязывались
исключительно к плюшевому манекену, а к проволочному переходили только для того, чтобы
покормиться. Таким образом, становилось очевидно, что приятное чувство от соприкосновения с
теплым предметом, даже если это только физический контакт, играет главную роль в создании у
малыша привязанности [*].
[Как показали дальнейшие исследования, еще одним важным фактором служит укачивание.]
Самое резкое различие между детенышами, один из которых растет в контакте с плюшевым
манекеном, а другой
с проволочным, касается их поведения в новой для них ситуации. Первый
сравнительно быстро начинает исследовать обстановку, возвращаясь бегом к своей «матери» каждый
раз, когда он пугается чего-либо; второй же замирает и не может сдвинуться с места ни на шаг. Поэтому
контакт с теплым предметом, видимо, способствует чувству безопасности и уменьшает стресс,
возникающий в неожиданных ситуациях. Этого не было у детеныша при «матери» из железной
проволоки, у которого эмоциональные напряжения усиливались с каждым днем.
Тем не менее воспитанники плюшевой «матери» никогда не могли сравняться по гармоничности
своего поведения с малышами, воспитанными родной матерью. Многочисленные трудности
проявились, в частности, при социальных контактах, в которых пришлось впоследствии участвовать
детенышам, выросшим в изоляции. Сильно затрудненными оказались отношения с другими молодыми
обезьянками, в особенности с половыми партнерами, а самки не могли «нормально» обращаться со
своими детенышами.
По мнению Харлоу, такие чувства, как страх, любопытство и агрессивность, являются
врожденными, и лежащие в их основе механизмы развиваются в определенной последовательности на
строго определенных этапах созревания организма. В эти критические периоды любое воздействие,
нарушающее нормальный ход событий, может изменить, иногда необратимо, формирование поведения.
Документ 6.7. Сексуальные роли и «образ» отца
Мотивации, установки, ценности, а также формы поведения, которые вырабатываются у ребенка
с самого раннего возраста, в большой степени зависят от того, каким образом данная культура
определяет сексуальные роли, которые она призна¸т за мужчинами и женщинами.
Эта дифференциация осуществляется сразу же после рождения, когда новорожденному дают
имя, когда ему выбирают одежду определенного цвета, когда украшают его комнату [*]. Такая
«настройка» на определенный пол продолжается и в выборе одежды и прически ребенка, его игрушек и
разного рода развлечений, в которых он будет участвовать (Bandura, 1969).
[Можно отметить, например, что в Северной Америке голубой цвет предназначается для
мальчиков, тогда как в Европе он предназначается для девочек.]
Традиционно большинство культур ориентируется на то, чтобы мужчина был независимым,
уверенным в себе, динамичным, знающим свое дело и способным к постоянной конкуренции в плане
социальных и сексуальных отношений. Что же касается женщины, то она должна быть пассивной,
|