любящей, эмоциональной и готовой к выполнению значительной роли главным образом в семье и в
воспитании детей. В настоящее время эти представления в нашем обществе меняются: все большее
число женщин утверждают себя вне семьи, как в интеллектуальном, так и в профессиональном плане, а
от партнера требуют разделения с ними домашних забот. Теперь многие дети получают менее четкое и
более гибкое представление о мужественности и женственности. Тем не менее остается значительное
число факторов, влияющих на то, как будет складываться сексуальная роль мальчика или девочки.
Один из самых важных среди этих факторов, по-видимому, состоит в наличии в семье отца и в степени
его участия в воспитании ребенка (Biller, Meredith, 1975).
Многие исследования показывают, что матери обычно обращают меньше внимания на половые
различия, чем отцы. Действительно, было замечено, что большинство отцов очень рано, уже на втором
году жизни ребенка, заостряют внимание на манере держать себя соответственно своему полу (Fagot,
1973) (рис. 6.18). И чем большим авторитетом в семье пользуется отец, чем больше он участвует в
воспитании, наказывая и поощряя ребенка, тем больше у сына развиваются мужские черты. Напротив,
женственность дочери, по-видимому, совершенно не связана с таким воспитанием, как, впрочем, не
связана она и с женственностью матери. Скорее это результат мужественности, проявляемой отцом,
результат того, что он высоко ценит женственность матери, а также одобряет любое участие дочери в
«женских» делах. У женщины желание иметь детей и установить хорошие отношения с мужчиной
укрепляются, видимо, от того, что отношения с отцом были окрашены любовью и вниманием.
Отсутствие же этих чувств со стороны отца, некоторое безразличие или даже враждебность по
отношению к маленькой дочери могут позже привести к возникновению более или менее серьезных
трудностей у девушки в отношениях с юношами.
Рис. 6.18. От того, какие отношения отец установит с ребенком, в дальнейшем будет зависеть его
ориентация и принятие роли, связанной с полом.
Первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика
и в установлении в будущем гетеросексуальных отношений у девочки. И чем дольше в этот период
ребенку придется жить без отца (из-за его смерти или развода родителей), тем серьезнее могут
оказаться трудности, если никакой другой мужчина не послужит эффективной заменой.
У мальчиков, воспитанных одной матерью, можно наблюдать либо развитие «женских» черт
характера, таких как незначительная, больше словесная, чем физическая агрессивность, большая
зависимость и предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам [*], либо, напротив,
развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенно
«мужского» поведения с зависимым характером, часто наблюдаемое у молодых преступников (Drake,
McDougall, 1977).
[Однако чаще всего эти черты ослабевают после поступления в школу и усвоения мужских
ролей.]
В отношении девочек проведенные исследования (Hetherington, 1972) показали, что девушки-
подростки, лишившиеся отца в детские годы, проявляют недостаточную уверенность в отношениях с
мужчинами, особенно в тех случаях, где потеря отца или его уход имели место в первые пять лет жизни
дочери. Хетерингтон изучил поведение 72 девушек из разных семей: в одних семьях были отец и мать, а
в других только мать и не было подходящего представителя мужского пола. Ни у одной из этих
девушек не отмечалось каких-либо аномалий поведения, и все они неплохо учились. Велось
наблюдение за тремя группами, по 24 человека в каждой. Девушки первой группы воспитывались в
полных семьях с обоими родителями, второй группы в разведенных семьях, а третью группу
составляли девушки, отцы которых умерли.
Хетерингтон отмечал, что поведение большинства девушек было более или менее сходным,
когда беседу с ними проводила женщина, но появлялись различия, когда беседу проводил мужчина.
Различия, наблюдавшиеся в данной ситуации, находили свое продолжение в повседневной жизни при
общении с мальчиком их возраста.
Во время беседы с психологом-мужчиной девушкам предлагали сесть в одно из трех имеющихся
кресел. Девушки, воспитывавшиеся в полных семьях, держались во время беседы сравнительно
непринужденно; остальные, напротив, проявляли некоторую стесненность: накручивали прядь на палец,
постоянно поправляли что-то в своей одежде или барабанили пальцами по спинке кресла или по столу.
К тому же девушки, воспитанные разведенными матерями, отличались своим поведением от
воспитанных вдовами. Первые обычно выбирали самое близкое кресло и разваливались в нем. Они
|