круглый год, а также тем, что способна испытывать оргазм. Гомосексуальное поведение тоже типично
только для людей; но фактически речь здесь идет скорее об особом стиле жизни некоторых
индивидуумов, чем об «аномалии» биологического или социального происхождения.
9. Чем выше мы поднимаемся по эволюционной лестнице, тем больше материнское поведение
зависит от научения, и, наконец, у человека культура окончательно взяла верх над «инстинктом
материнства».
10. Привязанность ребенка к своим социальным партнерам в большой степени зависит от опыта,
приобретенного им в первые годы жизни. Она будет тем сильнее, чем более тесной и благотворной
была его связь с родителями.
11. Исследовательское поведение является врожденным у всех млекопитающих. У человека оно
выражается в любознательности, в желании познать как внешний мир, так и самого себя, а также смысл
собственной жизни.
12. Самоуважение проявляется в желании занять достойное место среди других людей. Оно
тесно связано с опытом, пережитым в детстве; от этого опыта будет зависеть, разовьется или нет у
человека чувство независимости.
13. Самореализация это, по мнению психологов гуманистической школы, врожденная
тенденция, которая приводит каждого к тому, что он старается полностью использовать свои
потенциальные возможности. Таким образом он может достичь удовлетворения своих важнейших
потребностей, вплоть до полноценного включения в социальную жизнь и уважения со стороны других.
14. В основе эмоций лежит физиологическая активация, ответственная как за внутренние
переживания, так и за эмоциональное поведение. Однако речь здесь идет о вещах, которые часто трудно
бывает выявить объективно.
15. Интенсивность эмоций связана с уровнем активации организма, а их направленность
зависит от восприятия ситуации в целом. Но само возникновение эмоции и ее положительная или
отрицательная окраска определяются прежде всего количеством информации, которой располагает
человек в данный момент (когда происходит какое-то событие или ожидается удовлетворение какой-то
потребности).
16. Стресс возникает, когда животное или человек попадает в тяжелое положение. Реакция
организма при стрессе получила название «общего синдрома адаптации»; она включает три этапа:
реакцию тревоги, фазу сопротивления и фазу истощения.
Досье 6.1. Агрессивность: врожденная или приобретенная мотивация?
Как мы уже отмечали в первой главе, этот вопрос один из самых трудных. Здесь действует
слишком много факторов, чтобы можно было дать однозначный ответ.
С одной стороны, имеются биологические данные о существовании нервных механизмов,
участвующих в агрессивном поведении; а с другой стороны, результаты исследований, проведенных в
последнее десятилетие, говорят о первостепенной роли социальных факторов в развитии агрессивности.
К тому же существуют самые различные теории, каждая из которых выдвигает свои аргументы в
защиту того или иного положения, и их противоречивость никак не способствует пониманию
интересующего нас феномена. Мы постараемся изложить важнейшие точки зрения.
Причинные факторы
Биологические аспекты.
В настоящее время известно, что существуют центры на уровне
лимбической системы (см. приложение А), возбуждение которых автоматически вызывает агрессивную
реакцию у таких животных, как собаки или обезьяны. Чрезмерная вспыльчивость, проявляемая
некоторыми людьми, может быть обусловлена повреждениями миндалевидных ядер, расположенных в
височных долях головного мозга (Mark, Erwin, 1970).
Некоторые исследователи пытались выяснить роль лимбической системы, производя ее удаление
у обезьян. Оказалось, что животные после этого становились смирными как овечки и сохраняли
невозмутимое спокойствие даже в случае нападения на них (Kluver, Bucy, 1939). Более поздние
исследования, однако, показали, что к этому причастны лишь определенные отделы лимбической
системы (Smith et al., 1970).
В других экспериментах было установлено, что кошка, у которой удалена кора большого мозга и
|