Перед тем как закончить эту главу, полезно будет обсудить вопрос об оценке эффективности
процесса научения. Очевидно, что сам этот процесс как таковой нельзя оценить непосредственно.
Мерой его успешности может быть лишь деятельность индивидуума после специфического обучения.
Надо сказать, что такая оценка часто оказывается весьма зыбкой. Она зависит от многих
факторов, относящихся к перцептивной, мотивационной или аффективной сфере, или же от состояния
сознания индивидуума. Все эти факторы влияют на реализацию приобретенных навыков.
Выработанная способность и ее реализация. Необходимо прежде всего помнить о том, что
некоторые виды поведения, приобретенные в каком-то особом состоянии сознания (см. гл. 4), могут не
проявляться в состоянии активного бодрствования. Однако, как мы уже знаем, стоит организму прийти
в прежнее специфическое состояние, как такое поведение сможет полностью проявиться.
Наоборот, если научение протекало при нормальном уровне сознания, то приобретенный навык
может быть нарушен при каких-то особых эмоциональных состояниях или, например, в результате
приема какого-то вещества (лекарственного или иного). В этих случаях способность,
выработанная в
результате научения, сохраняется, но реализация ее в соответствующем поведении может измениться, и
это, разумеется, делает бессмысленной попытку оценить эффективность научения.
Известно, что стресс, связанный с экзаменами, буквально парализует умственную деятельность
некоторых студентов. И хотя они знают предмет, они порой просто не могут применить эти знания. К
сожалению, именно по результатам, получаемым в этих искусственных условиях, традиционно
оценивают достигнутый студентом уровень. (Отметим, что в аналогичных условиях выявлялись
«способные» крысы в опытах Триона, описанных в главе 3.)
Встречается и обратная ситуация часто в состоянии эйфории или высокого уровня мотивации
субъект может действовать с максимальной эффективностью. Именно это явление лежит в основе
эффекта аудитории, обнаруженного Зайонцом (см. документ 3.6).
Перенос. На эффективности обучения очень сильно сказывается опыт и знания, приобретенные
субъектом раньше. Психологи называют это явление эффектом переноса, и оно может проявляться как в
облегчении, так и в затруднении последующих процессов приобретения новых знаний или навыков.
Положительный перенос обычно имеет место тогда, когда задачи обучения прежде и теперь в
чем-то сходны. Так, человеку, говорящему по-французски, легче выучить второй язык романской
группы (например, итальянский или испанский), чем англичанину. Однако (подробнее мы рассмотрим
этот вопрос в главе 8) уже накопленная информация может затруднять приобретение слишком похожей
информации, и тогда возникает отрицательный перенос. Он появляется также в тех случаях, когда в
двух сходных ситуациях требуются различные или даже противоположные формы поведения.
Вспомним, как трудно бывает начинающим автолюбителям завести задним ходом прицеп в гараж; дело
в том, что движения руля при этом должны быть обратными по сравнению с обычным вождением. Это
лишь один из возможных примеров того, как накопленный опыт может влиять на выработку новых
форм поведения.
Таким образом, невозможно говорить о научении (тем более когнитивном) без учета
информации, уже имеющейся в памяти. Память лежит в основе любых процессов адаптации. Без памяти
существование живых организмов невозможно. Генетическая память служит фундаментом всех
жизненных процессов, и корни этой памяти у каждого живущего на нашей планете уходят в истоки
жизни на Земле. Что касается индивидуальной памяти,
то в ней на протяжении всей жизни организма
откладываются следы всех восприятий, всех процессов научения и всех «идей», которые непрерывно
формируются у индивидуума. Извлечение из памяти таких следов имеет подчас первостепенное
значение для выживания и адаптации организма.
Поэтому, для того чтобы возникла та или иная мысль или форма поведения, недостаточно, чтобы
появилась и была воспринята соответствующая ситуация. Для обработки внешней информации и
особенно для извлечения из памяти накопленного опыта необходимы также достаточные уровни
эмоциональной и мотивационной активации и адекватного состояния сознания.
В связи с этим часть следующей главы будет посвящена памяти.
Там мы затронем также
проблему речи.
Память и речь одновременно служат основой и продолжением мысли
психического
феномена, характерного в наибольшей степени для высших животных и особенно для человека.
Документ 7.1. Павлов, Уотсон и классическое обусловливание
|