для осознания реальности и особенно как фактор, способствующий активации организма.
Тем не менее совершенно ясно, что становление восприятия это не что иное, как самое
настоящее научение. Хебб (Hebb, 1974) определил перцептивное научение как «долговременное
изменение восприятия какого-либо объекта или события в результате предшествующих восприятий
этого же объекта или связанных с ним вещей». Восприятие у новорожденного ребенка или детеныша
определяется такими примитивными формами научения, как сенсибилизация или классическое
обусловливание; по-видимому, именно так грудной ребенок научается узнавать лицо матери. Однако по
мере накопления опыта и новой информации ребенок, по мнению Грегори (см. гл. 5), постепенно
начинает выдвигать гипотезы на основании того, что он уже знает; при этом он пытается определить,
какая из этих гипотез позволяет с наибольшей достоверностью отнести воспринимаемое к той или иной
категории. В этом смысле любая форма восприятия предполагает какого-то рода рассуждение, и
поэтому мы можем рассматривать перцептивное научение как когнитивное.
Концептуальное научение
Формирование понятий это процесс, при котором индивидуум, исходя из переработанных им
восприятий, выделяет сходство между предметами, живыми существами, ситуациями или идеями и
объединяет их в какие-то абстрактные категории.
Такие понятия, как «собака», «дерево», «несчастный случай» или «справедливость», это
категории, которые позволяют упорядочивать наш опыт и восприятие мира, объединяя множество
явлений одной мыслью. Тем самым понятия дают нам возможность группировать получаемую нами
информацию о качествах и родстве столь разных предметов или явлений, как, например, немецкая
овчарка и чихуахуа, пальма и дуб, лобовое столкновение двух автомобилей и падение с лестницы, у
которой сломалась ступенька, или честный раздел конфет между братьями и сестрами и приговор к
пожизненному заключению за убийство. Как подчеркивает Мунн (Munn, 1966), здесь имеет место
научение, в котором участвуют два процесса: абстрагирование и обобщение.
При абстрагировании мы находим черты общности или сходства между двумя явлениями или
событиями и определяем эту общую черту одним словом понятием.
При обобщении мы подводим под это понятие все новые предметы или события, имеющие черты
сходства или какое-то общее свойство с предметами и явлениями, послужившее для выработки данного
понятия.
Механизмы, лежащие в основе этих проявлений мысли, будут более подробно рассмотрены в
следующей главе, где мы перейдем к изучению мышления.
Научение и созревание
Уже около полувека назад было установлено, что никакое научение не может быть
эффективным, если организм не достиг определенного уровня развития
как в плане формирования
опорно-двигательного аппарата, так и в отношении организации нервных структур и сенсомоторных
связей.
Такое развитие происходит в процессе созревания,
запрограммированного у каждого
представителя данного вида в генах. Все особи каждого вида, пройдя ряд сходных последовательных
этапов, достигают стадии зрелости,
причем эта стадия различна для каждого отдельного органа или
отдельной функции организма.
С процессом созревания тесно связаны так называемые критические периоды, во время которых
организм наиболее «чувствителен» к воздействиям окружающей среды и легче всего воспринимает их,
формируя свой индивидуальный опыт. Поэтому именно в такие периоды научение наиболее
эффективно: до критического периода любая тренировка мало что дает, а после него соответствующий
орган или функция уже постепенно утрачивают пластичность, и чем больше времени прошло после
критического периода, тем более затруднительным становится научение.
В документе 7.4 мы еще раз коротко рассмотрим различные виды научения, о которых здесь шла
речь, и укажем, какой именно период является для каждого из них критическим.
Научение и его результаты
|