Navigation bar
  Print document Start Previous page
 211 of 574 
Next page End  

проделала логичную последовательность действий: схватила обе палки, вставила их одну в другую,
просунула между прутьев клетки и достала банан.
Рис. 7.11. Султан — одна из обезьян К¸лера (1917) — интуитивно находит способ, позволяющий
достать далеко расположенный банан с помощью вставленных друг в друга палок.
В англоязычной литературе такое внутреннее связывание элементов, из которых складывается
решение, получило название инсайт (insight — проникновение внутрь, постижение). На французский
язык этот термин переводят иногда как intuition (интуиция).
Уже сами по себе эти слова в какой-то мере отражают то, что решение проблемы приходит
внезапно, без каких-либо проб и ошибок, формирования реакций или логических рассуждений. Инсайт
— это озарение, это вспышка, осветившая сознание Архимеда, когда он, выскочив из ванны, внезапно
закричал «Эврика!»...
В отличие от чистого творчества инсайт возможен только в том случае, если субъект уже решал
какие-то задачи с помощью сходных элементов или встречался ранее с аналогичными ситуациями (см.
гл. 9).
Научение путем рассуждений
Рассуждение это мыслительный процесс, к которому мы будем возвращаться в последующих
главах. Рассуждение используют в тех случаях, когда какая-либо задача не может быть решена
привычным способом или для нее нет приемлемого типового решения, которое можно применить «с
ходу».
К рассуждению мы прибегаем в большинстве наших жизненных ситуаций. Оно необходимо,
когда мы решаем, например, будем ли мы обедать дома или в столовой в зависимости от имеющихся
денег и времени; стоит ли нам занимать крупную сумму денег; что делать, если в три часа утра в
ненаселенной местности у нас сломалась машина; как лучше ставить опыты в научной лаборатории (см.
гл. 3); или, наконец, как найти решение задачи по математике, на которую учитель дал всего полчаса.
Когда использовать примитивный метод проб и ошибок рискованно или же он не дал желаемых
результатов, а искра инсайта никак не вспыхивает, приходится решать задачу путем рассуждения. Как
правило, такое решение осуществляется в два этапа:
1) сначала рассматриваются имеющиеся данные и между ними устанавливаются связи;
2) затем строятся гипотезы: «Что если я сделаю то-то?» или «Я мог бы начать с этого, а затем...».
Эти гипотезы более или менее систематично проверяются «в уме». В следующей главе мы рассмотрим
различные способы такого рода перебора вариантов. Гипотезы, которые строит индивидуум, чаще всего
бывают связаны с его уже имеющимся опытом. Чем этот опыт богаче, тем разнообразнее гипотезы и
тем больше шансов найти среди них верную.
Как и при любых других формах научения, результаты, полученные путем рассуждения, как
правило, используются в дальнейшем во всех сходных жизненных ситуациях. Однако они могут
пригодиться и в тех случаях, если ситуация или составные элементы проблемы несколько
видоизменились. Кроме того, результаты рассуждений могут также послужить основой для построения
новых гипотез.
Из всех форм научения путем рассуждений мы выделим две, служащие фундаментом для
мышления: перцептивное научение и концептуальное научение.
Перцептивное научение
В
главе 5 подробно говорилось о том, как и с помощью каких механизмов мы воспринимаем
окружающий мир. При этом восприятие (перцепция) рассматривалось главным образом как средство
Hosted by uCoz