представлений уже полностью (или почти полностью) отказались.
Изучение процесса созревания и свойственных ему критических периодов показало, что никакая
форма поведения не может развиваться (или вырабатывается с большим трудом), если организм не
прошел этапы, необходимые для соответствующего научения.
Ясно, что в зависимости от сложности этого научения критические периоды могут существенно
различаться. Например, привыкание, сенсибилизация и даже классическое обусловливание возможны
уже у утробного плода. При повторяющихся резких звуках через какое-то время ребенок перестает
«вздрагивать» в утробе матери; наоборот, если вызывать классическое обусловливание, сочетая резкий
шум со звуком зуммера, то вскоре зуммер сам по себе будет вызывать реакцию вздрагивания.
Мы знаем, что у выводковых птиц критический период для импринтинга соответствует первым
часам после вылупления из яйца. Недавно педиатры выдвинули предположение о том, что у
новорожденного ребенка в первые минуты и первые часы тоже имеет место соответствующий
критический период. По их мнению, для ребенка в это время чрезвычайно важен контакт с родителями:
этот контакт, в котором участвуют осязание, зрение и слух, имеет ключевое значение для того, чтобы
сформировалась взаимная привязанность, необходимая для гармоничного развития личности
(Ainsworth, 1979).
Что же касается оперантных форм поведения, то они могут формироваться, разумеется, только
после того, как сенсомоторные системы станут достаточно развитыми, чтобы обеспечить должную
координацию движений. Некоторые виды научения путем проб и ошибок, формирования реакций и
подражания возможны уже в первые дни жизни. Так, двухдневный ребенок сосет соску охотнее, если в
качестве подкрепления он одновременно слышит музыку (Butterfield, Siperstein, 1972). Показано также
(Moore, Meltzoff, 1975), что двухнедельный ребенок способен подражать взрослому человеку, когда тот
высовывает язык, выпячивает губы или шевелит пальцами (рис. 7.14). Если же говорить о викарном
научении, то для него необходимо осознание своего «Я» лишь при этом условии субъект может
отличить себя от модели, поведение которой (в зависимости от его результатов) он усваивает.
Становление такого самосознания завершается лишь к двум-трем годам. Значит, мало вероятно, чтобы в
более раннем возрасте осуществлялось не простое подражание, а истинное викарное научение.
Рис. 7.14. Уже в первые недели жизни младенец способен подражать выражению лица взрослого.
Когнитивные способы научения формируются лишь очень медленно, по мере того как
созревание нервной системы делает возможным такое восприятие мира, которое позволяет
устанавливать связи между его отдельными элементами. По мнению швейцарского психолога Пиаже,
подобное представление о мире в форме идей или образов начинает складываться у ребенка лишь к 5
годам: только в этом возрасте ребенок уже запоминает игрушку, которую загородили от него экраном
так, чтобы он ее не видел. С точки зрения Пиаже это говорит о том, что у ребенка появилось
|