внешние воздействия и это приводит к изменению существующих и формированию новых нервных
связей.
4. Привыкание и сенсибилизация приводят к изменению реакции «настораживания»: в случае
привыкания она уменьшается, а при сенсибилизации усиливается. При импринтинге, характерном для
некоторых видов животных, в мозгу детеныша формируется постоянный след, когда он воспринимает
первый движущийся объект. Что касается условных рефлексов,
то они вырабатываются тогда, когда
безусловный стимул (раздражитель) связывается с индифферентным стимулом; в этом случае
последний начинает сам по себе вызывать рефлекторную реакцию, и его называют теперь условным
стимулом.
5. Научение оперантным формам поведения происходит тогда, когда индивидуум осуществляет
какие-то воздействия на окружающую среду, и в зависимости от результатов таких действий данное
поведение закрепляется или отбрасывается.
6. Научение методом проб и ошибок состоит в том, что индивидуум повторяет действия,
результаты которых доставляют ему удовлетворение, и отбрасывает остальные поведенческие реакции.
Обучение путем формирования реакций это как бы систематическое применение метода проб и
ошибок; индивидуума подводят к формированию окончательной поведенческой реакции, подкрепляя
каждое действие, приближающее к желаемому конечному результату.
7. Подкреплением называется такой раздражитель (или такое событие), предъявление или
устранение которого повышает вероятность повторения данной поведенческой реакции. Подкрепление
называют положительным или отрицательным в зависимости от того, состоит ли оно в предъявлении
или, наоборот, в устранении определенного стимула. При первичном подкреплении непосредственно
удовлетворяется какая-то физиологическая потребность, а вторичные подкрепляющие факторы
доставляют удовлетворение потому, что они ассоциируются с первичными (или другими вторичными).
8. Подкрепление (положительное или отрицательное) повышает вероятность повторения
поведенческой реакции; напротив, наказание
это неприятное событие, всякий раз вызываемое
данным поведением, и поэтому оно приводит к исчезновению такого поведения. Угасание состоит в
постепенном прекращении поведенческой реакции в том случае, если за ней не следует безусловный
раздражитель или подкрепляющий фактор.
9. При дифференцировке затормаживаются реакции на те стимулы, которые не сопровождаются
безусловным раздражителем, или неподкрепляемые реакции, а сохраняются лишь те, которые
подкрепляются; напротив, при генерализации поведенческую реакцию вызывает любой стимул,
сходный с условным (или реакция возникает в любых ситуациях, сходных с той, в которой происходило
подкрепление).
10. Научение путем наблюдения может сводиться к простому подражанию, а может быть и
викарным научением; в последнем случае поведение модели воспроизводится в зависимости от тех
последствий, которые оно для нее имело.
11. При когнитивных формах научения происходит оценка ситуации, в которой участвуют
высшие психические процессы; при этом используется как прошлый опыт, так и анализ имеющихся
возможностей, и в результате формируется оптимальное решение.
12. Латентное научение это разновидность когнитивного научения, при которой в мозгу
формируются когнитивные карты, отражающие значение различных стимулов и существующих между
ними связей. При освоении сложных психомоторных навыков вырабатываются когнитивные стратегии,
позволяющие программировать действия.
13. При научении путем инсайта решение проблемы приходит внезапно благодаря объединению
опыта, накопленного памятью, и информации, поступающей извне. Научение путем рассуждений
включает два этапа: на первом из них учитываются имеющиеся данные и связи между ними, а на
втором формируются гипотезы, которые в дальнейшем проверяются, и в результате находится решение.
При научении путем выработки понятий субъект вскрывает сходство между различными предметами,
живыми существами, ситуациями или идеями и формирует абстрактное понятие, которое может
распространяться на другие объекты со сходными чертами.
14. Научение тесно связано с созреванием организма. Созревание это процесс,
запрограммированный в генах, при котором все особи данного вида, пройдя ряд сходных
последовательных этапов, достигают определенного уровня зрелости. Уровень этот может быть
различным для разных органов и функций. Критические периоды это такие периоды в развитии
индивидуума, в которые легче осуществляются определенные виды научения.
15. При оценке эффективности научения следует в каждом конкретном случае учитывать целый
|