Navigation bar
  Print document Start Previous page
 220 of 574 
Next page End  

ряд перцептивных и эмоциональных факторов, а также состояние сознания субъекта. Поэтому такая
оценка редко отражает его фактические возможности. Кроме того, качество научения и его результаты
тесно связаны с предшествующим опытом субъекта; перенос этого опыта может либо облегчить, либо
замедлить выработку новых знаний или навыков.
Досье 7.1. Роль врожденного и приобретенного в научении
Важнейшая концепция бихевиоризма, выдвинутая еще Уотсоном, заключается в том, что
организм может выработать любую форму поведения, если только для этого будут созданы
благоприятные внешние условия. Между тем факты свидетельствуют о том, что способность к
выработке поведенческих реакций имеет свои пределы. Действительно, ряд биологических факторов
препятствует включению многих реакций в поведенческий репертуар того или иного вида. Это,
несомненно, может быть связано с чисто физической конституцией животного, с особенностями его
биоритмов и инстинктов, а также с влиянием предшествующего опыта на данную особь.
Физическая конституция
У представителей того или иного вида не могут вырабатываться любые заданные формы
поведения: их формирование ограничено как строением тела, так и уровнем развития мозга. В крайних
случаях это очевидно: нельзя, например, рыбу обучить нажимать в аквариуме на рычаг с помощью
плавника, а дождевого червя — безошибочно находить дорогу в сложном лабиринте (достаточно
вспомнить, с какими трудностями столкнулся Йеркс, пытаясь обучить червя поворачивать направо даже
в простейшем Т-образном лабиринте).
Существуют и не столь очевидные ограничивающие факторы. Всякий, кто пытался обучить
крысу нажимать на рычаг с целью предотвращения удара током, знает, насколько это трудно. Причина
этого проста: при опасности крыса либо готовится к борьбе или бегству, либо начинает беспорядочно
метаться, либо просто застывает в какой-то позе, но никогда не направляется к рычагу с целью
устранить неприятное воздействие. Такое поведение не входит в репертуар ее реакций.
Так же обстоит дело с голубями. При ударе током эти животные откидывают голову назад, и
поэтому, разумеется, движение клюва по направлению к рычагу не может быть естественной реакцией
голубя для устранения неприятного раздражителя (Smith et al., 1972).
Биологические ритмы
Ранее мы уже говорили о биологических ритмах, синхронизирующих различные функции
организма (см. документ 4.2). Эти ритмы влияют и на процессы научения.
Крыса
— ночное животное, поэтому она наиболее активна именно ночью; лабораторные же
исследования, напротив, проводятся почти всегда в дневное время. Даже если попытаться
десинхронизировать ритмы организма, совсем не выключая свет в виварии или изменив режим
освещения на противоположный по сравнению с обычным, никогда нельзя с уверенностью сказать, в
какой фазе циркадианного ритма будет находиться крыса во время опыта.
Связь между активностью и циркадианным ритмом изучалась на протяжении ряда лет, в
частности у хомяков и североамериканских бурундуков (Godefroid, 1968, 1979). Оценивалась, в
частности, характерная для этих животных деятельность по сбору пищи. Для этого в распоряжение
животных круглые сутки предоставлялся рычаг, связанный с кормушкой. Оказалось, что хомяк —
ночное животное — днем пищу не собирает, а активность его проявляется в виде пиков только в начале
и середине ночи, тогда как у бурундука — дневного животного — активность начинается лишь с
восходом солнца, достигая максимума к середине утра.
Если проследить за этой активностью в течение года у бурундуков в виварии (где они тоже
всегда могут пользоваться рычагом, связанным с кормушкой), то можно будет убедиться в том, что
весной за сутки животные нажимают на рычаг около 50 раз, а летом больше ста раз, перед зимней
спячкой
2000 раз. В течение же нескольких месяцев спячки животное не проявляет никакой
активности. Очевидно, что начинающий исследователь, планируя проводить кратковременные
эксперименты на таких животных, столкнется с существенными различиями в их активности, и ему
будет трудно объяснить их, если он не будет учитывать биологические ритмы [*].
Hosted by uCoz