категориям. Например, любой детеныш из семейства кошачьих, будь то котенок, львенок или тигренок,
сначала будет называться «киской» и лишь позднее будет отнесен к конкретному виду и далее к
определенной породе (европейская, персидская или сиамская кошка); точно так же лишь с течением
времени это животное будет отнесено к категории кошачьих, затем хищных и, наконец, к классу
млекопитающих (Mervis, Rosch, 1981).
Кроме того, у некоторых лиц вместо такого постепенного усвоения понятий, свойственного
детям и взрослым со «средним» интеллектуальным уровнем, происходит, видимо, внезапное
«постижение» типа инсайта сразу как бы сами собой формируются представления об общих чертах
явлений (Bower, Trabasso, 1963).
Решение проблем
Решение проблем, как и другие познавательные процессы, в значительной степени опирается на
долговременную память и на усвоенные ранее понятия, которые в ней хранятся. В то же время, как мы
уже знаем, долговременная память часто порождает функциональную ригидность и тем самым может
иногда мешать отысканию нового решения.
Уоллес (Wallas, 1926) изучал вопрос о том, как знаменитые ученые подходят к открытиям и к
решению научных задач. В результате он выделил четыре последовательных этапа, через которые
проходит большинство из них.
Первый этап это подготовка.
На этом этапе человек пытается сделать обзор проблемы,
подбирая всю относящуюся к ней информацию.
Второй этап, или инкубация, наиболее длительный и может занимать несколько часов или дней.
На этом этапе поиски решения временно откладываются и исследователь занимается какими-то
другими делами. В то же время факты и понятия, которые он накопил, часто позволяют ему взглянуть
на проблему под новым углом зрения, добавить к ней какие-то элементы или убрать ненужные. Как мы
уже знаем, многие ученые отмечают, что новые комбинации или связи, ведущие к решению проблемы,
порой возникают во время засыпания.
За этим во многих случаях следует этап озарения решение внезапно приходит «само собой» в
результате процесса, близкого к инсайту. На этом этапе элементы проблемы как бы самоорганизуются,
как если бы их логически связала воедино невидимая подсознательная нить.
Однако впечатление, что задача решена, может оказаться ошибочным. Поэтому необходим
четвертый этап разработка. Здесь найденное решение подвергается проверке путем сопоставления с
фактами или формулируется либо устно, либо письменно; при этом оценивается логика и
основательность решения. Только в том случае, если решение будет признано удовлетворительным,
ученый может приступить к дальнейшему исследованию. В противном случае он возвращается к
исходному этапу и начинает искать новые подходы.
Эта последовательность из четырех этапов представляет собой тот магистральный путь, по
которому идут творческие люди, будь то артисты или математики, специалисты в области информатики
или естественных наук.
Однако существует множество повседневных проблем, при решении которых мы не можем
позволить себе роскошь дать вопросу «отстояться» в течение недели. Решение должно часто
приниматься быстро, даже если оно лишь временное.
В тех случаях, когда нужно найти источник неприятного запаха на кухне, отыскать наиболее
эффективную шахматную комбинацию, которая позволила бы создать угрозу королю противника,
распознать ядовитый гриб или, наконец, осмотрев двигатель автомобиля, найти причину его отказа,
субъект должен использовать такие процедуры или стратегии,
которые обеспечат ему дальнейшую
нормальную жизнедеятельность.
Лурия (1967) описал четыре этапа, через которые должен пройти любой человек при решении
новой проблемы. Первый этап это изучение условий задачи.
На этом этапе выясняется сущность
возникшего вопроса и выявляются важнейшие данные, которые можно использовать для его решения.
Второй этап
создание общего плана предполагаемых действий, т. е. разработка стратегии решения
проблемы. Далее, на третьем этапе, необходимо наметить тактику ее решения, включающую выбор
того или иного конкретного метода осуществления необходимых действий. Наконец, на четвертом
этапе найденное решение сопоставляется с исходными данными,
и в случае, если оно с ними не
согласуется, умственная деятельность продолжается.
|