Navigation bar
  Print document Start Previous page
 239 of 574 
Next page End  

началась борьба между сторонниками различных точек зрения, особенно между бихевиористами и
когнитивистами.
Бихевиористские концепции
В начале этого века Уотсон выдвинул гипотезу, согласно которой мысль порождается той же
двигательной активностью, что и речь. С точки зрения Уотсона, единственная разница между этими
двумя процессами состоит в том, что мысль представляет собой внутренний диалог,
а речь — это
мысль, произносимая вслух.
По-видимому, некоторые факты частично подтверждают такую точку зрения. В самом деле, если
приложить электроды к языку или нижней губе человека, умножающего в уме два числа, то можно
будет зарегистрировать изменения потенциала. Такой же результат будет получен, если приложить
электроды к кончикам пальцев глухого, привыкшего общаться с помощью жестов, и попросить его
решить сходную умственную задачу.
Из этого ясно, что мышление сопровождается скрытой двигательной активностью. Однако было
показано, что мышление возможно и без нее. Об этом свидетельствует, в частности, опыт Смита и его
сотрудников (Smith, 1947; цит. по Morgan, 1976). В этом опыте у испытуемого-добровольца был вызван
полный паралич путем введения соответствующей дозы кураре, и тем не менее он мог рассуждать и по
окончании действия препарата вспомнил и рассказал все то, что происходило во время опыта.
Что же касается взаимоотношений между мышлением и речью, то, как мы увидим несколько
позже, отнюдь не доказано, что речь — это всегда точная копия мысли. Очень часто бывает так, что
наши слова оказываются чересчур бедны для того, чтобы описать переполняющие нас мысли и чувства.
Когнитивистские концепции
По мнению когнитивистов, развитие мышления связано с развитием таких символических
процессов, как использование понятий. Именно благодаря понятиям ребенок может организовать
информацию и предвидеть последствия своих действий в окружающем мире. Поэтому когнитивисты
интересуются главным образом тем, как вырабатываются, развиваются и преобразуются эти
мыслительные процессы от детства до зрелого возраста. Мы подробно остановимся на двух
когнитивистских теориях: на теории Брунера (Bruner, 1966) и теории Пиаже (Piaget, 1966).
Концепция Брунера. Брунер интересуется в основном содержанием умственной жизни, причем
взгляды его носят более структуралистский характер, чем воззрения Пиаже.
Согласно Брунеру и его коллегам, наше познание мира носит прежде всего чувственный и
двигательный характер. Ничто не может быть включено в мысль, не пройдя сначала через наши чувства
и особенно через двигательную активность,
направленную во внешний мир, — от таких простых
актов, как закрытие дверной щеколды, до самых сложных навыков.
В этом смысле сенсомоторное отображение действительности не формируется
исключительно в первые годы. Оно продолжает развиваться на протяжении всей нашей жизни — когда
мы учимся ходить и кататься на лыжах, распознавать на вкус сорта пива или вина, исследовать
Вселенную с помощью телескопа и компьютера.
К этому первому способу отображения действительности очень скоро добавляется следующий
способ — так называемое иконическое отображение.
При этом ребенок интериоризирует и
откладывает в памяти образы воспринятых им реальных объектов. Такое представление мира с
помощью мысленных образов служит первым шагом к символическому представлению и характерно
для школьного возраста.
В течение подросткового и юношеского периодов этот мир образов постепенно уступает место
понятиям, т. е., как мы уже знаем, символическим отображениям предметов. Стимулом для такого
перехода к символическому представлению служит в основном речь.
По Брунеру, именно посредством речи, а точнее — составляющих ее слов, которые ребенок
постоянно слышит вокруг себя, он пытается строить понятия, носителями которых служат эти слова.
Поэтому для Брунера совершенно очевидно, что язык представляет собой важнейшее орудие развития
когнитивных процессов.
Такая точка зрения, согласно которой развитие познавательных процессов неотделимо от
развития речи, была высказана еще в 1934 году Выготским. По мнению этого автора, разделяемому и
другими советскими психологами, язык, будучи не только средством передачи культурного наследия,
Hosted by uCoz