Так называют явление, которое встречается лишь у некоторых лиц, особенно у детей, и
заключается в том, что они способны с исключительной точностью, вплоть до малейших деталей,
сохранять образы предъявляемых им картин.
Это явление было не совсем верно названо фотографической памятью. Неточность состоит в
том, что люди не вспоминают изображение, когда им требуется о нем рассказать, но продолжают его
видеть после его исчезновения. Если посадить испытуемого перед пустым экраном и задавать ему те
или иные вопросы, то он начнет считать число окон в фасаде дома, число цветков в букете или читать
по буквам вывеску магазина, т. е. как бы «рассматривать» ту картинку, которая была ему ранее
предъявлена. Глаза его при этом движутся так, как если бы эта картинка действительно находилась
перед ним. Такой образ может сохраняться от нескольких минут до нескольких часов (а иногда даже до
нескольких лет), причем он нисколько не изменяется (рис. 8.11).
Рис. 8.11. Эйдетические образы изучались у детей, в частности, с помощью иллюстраций к
сказкам. Если предъявлять в течение какого-то времени рисунки, а затем убирать их (в данном случае
изображена встреча Алисы и кота в стране чудес), то некоторые дети сохраняют способность «видеть»
этот рисунок в мельчайших деталях могут, например, назвать число полосок на хвосте кота.
Мысленные образы
Мысленные (внутренние) образы это продукты деятельности мозга, способного сохранять
информацию в течение длительного времени. Эта область работы мозга долго не исследовалась
научной психологией, так как затруднены объективность и количественные оценки, которые одно время
признавались единственно допустимыми критериями в науке.
Действительно, мысленные образы не очень подходящий объект для экспериментального
изучения, в частности из-за того, что их трудно даже выявить. Но в то же время внутренние образы
это одна из главных опор мышления, так как именно их содержание служит базой для умственных
действий, лежащих в основе большинства когнитивных процессов от простого вспоминания до
абстрактного рассуждения.
В самых различных ситуациях надо ли нам вспомнить дорогу, по которой мы в детстве
ходили в школу, или решить в уме уравнение в нашем сознании встают такие образы, и мы
развиваем их по мере движения нашей мысли.
Мы уже знаем, что в конце прошлого века структуралисты пытались, хотя и без особого успеха,
очертить содержание мысли. Для этого они пробовали методом интроспекции исследовать, как
происходит объединение одних образов с другими.
Несколько позднее Дэвис (Davis, 1932) просил испытуемых, научившихся находить дорогу в
лабиринте с завязанными глазами, нарисовать на бумаге проходимый путь. Оказалось, что даже если
большинство из них могли воспроизвести эти «когнитивные карты», то некоторые испытуемые были
неспособны это сделать, а лишь запоминали путь с помощью словесных ориентиров («здесь я
поворачиваю направо, затем налево, затем опять направо» и т. д.). Значит, мысленные образы не у всех
формируются одинаково.
Пиаже и Инхельдер (Piaget, Inhelder, 1966) показали, что первые внутренние образы
формируются у ребенка в возрасте от полутора до двух лет. Но только к 7-8 годам они становятся
достаточно гибкими для того, чтобы с их помощью находить решения задач, требующих конкретной
|