Navigation bar
  Print document Start Previous page
 248 of 574 
Next page End  

оперативной мысли, например задач на изменение формы или объема (подробнее см. ниже в настоящей
главе и в главе 10).
Главная проблема заключается в том, чтобы узнать, как же формируются такие образы в нашем
мозгу. Формируются ли они раз и навсегда, подобно фотографическому изображению? Или они
реконструируются по мере надобности? Учитываются ли в них истинные размеры предмета, или же
только относительные масштабы по сравнению с другими предметами?
Косслин (Kosslyn, 1975, 1978) просил испытуемых представить себе животное, например собаку
или кролика. Затем он предлагал «поместить» рядом с этим животным слона. Испытуемые сообщали,
что слон при этом занимал все «изображение». Если же рядом с кроликом надо было представить себе
муху, то внезапно все «место» начинал занимать кролик. Кроме того, если кролик находился рядом со
слоном, то для того, чтобы «рассмотреть» его нос, требовалось гораздо больше времени, чем если рядом
с ним была муха.
Косслин просил также своих испытуемых мысленно пройти к какому-то воображаемому
предмету или животному и остановиться, когда этот предмет или животное начнет полностью заслонять
горизонт. Оказалось, что испытуемый «останавливается» раньше, если предметом будет дом, а не
шалаш, или дуб, а не цветок.
Из таких наблюдений следует, что мы можем мысленно организовывать хранящуюся в памяти
информацию, для того чтобы реконструировать образы, связанные с какими-то воспоминаниями или
понятиями.
Однако это лишь первые шаги в изучении нашего внутреннего мира, наполненного миллионами
элементов информации, собирающихся в новые структуры по мере необходимости. Одна из главных
задач когнитивной психологии — раскрыть, как с помощью подобных механизмов память и мышление
организуют наше внутреннее отображение мира.
Документ 8.3. Мнемотехнические приемы
Иногда бывает довольно трудно вспомнить какие-нибудь списки слов или цифр, подробное
содержание главы какой-то книги или доклада. Человек во все времена пытался найти способы,
позволяющие запоминать подобную информацию. Для этого были разработаны мнемотехнические
(мнемонические) приемы — от песенок до очень сложных методик. Ясно, что использование таких
приемов не приводит к чисто автоматическому запоминанию и требует концентрации внимания на
запоминаемом материале. Кроме того, он должен быть организован таким образом, чтобы отложиться в
памяти в хорошо структурированной форме. Здесь мы рассмотрим некоторые из таких приемов.
Методы группировки
В этой главе мы уже писали о том, что номер телефона или банковского счета легче запомнить,
если сгруппировать цифры такого номера в более крупные блоки. То же самое касается, например,
списка необходимых покупок. Например, если мы идем в продовольственный магазин, то для
запоминания лучше будет разделить покупки на овощи, фрукты и мясные изделия или же на продукты,
необходимые для завтрака, для обеда и для ужина.
Методы рифм и ритма
Этот пример хорошо знаком детям, заучивающим цифры. Он лежит в основе считалок,
например:
«Раз, два, три, четыре, пять — вышел зайчик погулять» и т. д. [*]
[Во французском оригинале приводится пример: "Un, deux, trois — je m'en vais au bois — quatre
cinq six — cueillir des cerises", etc. — Прим. перев.]
Рифма служит в данном случае опорой для группировок, осуществляемых благодаря ритму.
Метод акронимов и акростихов
Метод акронимов
это очень распространенный (может быть, даже слишком
распространенный) прием, состоящий в том, чтобы составлять сокращенные названия из первых букв
слов, обозначающих то или иное явление, предмет и т. п. Этот метод, в частности, используют в
Hosted by uCoz