Navigation bar
  Print document Start Previous page
 249 of 574 
Next page End  

названиях множества организаций, институтов и проч., которые мы теперь часто знаем уже только по
их акрониму:
СЭВ, ООН, НАТО и т. п. Действительно, многие ли сейчас могут сказать, как
расшифровывается ЮНЕСКО?
Что касается акростихов, то это такие стихи, первые буквы каждой строки которых (если читать
по вертикали) образуют какое-то слово или даже фразу. Так, для запоминания по порядку
черепномозговых нервов в медицинских институтах используют, казалось бы, бессмысленный стишок:
«Об орясину осел топорище точит, а факир, выгнав гостей, выть акулой хочет». Первые буквы этих
слов и соответствуют, по порядку, латинским названиям черепномозговых нервов (I пара —
ольфакториус (обонятельный), 12-я пара — хипоглоссус (подъязычный) [*].
[Во французском оригинале: "Oh, oh, mon photo, tu m'as fait aimer Gounod pendant six hivers" для
запоминания тех же нервов. — Прим. перев.]
Цепной метод
Это более сложный метод, при котором элементы какого-то списка стараются ассоциировать
друг с другом в цепь при помощи мысленных образов, отражающих связи, специально придуманные
для каждой пары ее звеньев. Представьте себе, например, что вам надо запомнить список продуктов в
продовольственном магазине — кофе, масло, ветчину, яйца, хлеб, цыпленка и капусту. Теперь исходите
из первого же образа, который придет вам в голову. Пусть это будет цыпленок, клюющий кофейные
зерна; этот цыпленок вылупляется из яйца, лежащего в капусте, а листки этой капусты представляют
собой бутерброды из хлеба, масла и ветчины. Запомнив этот сложный сюрреалистический образ, вы
смело можете идти в магазин: ни одну из ваших покупок вы не забудете.
Метод «мест»
При подготовке своих речей древние греческие и римские ораторы использовали специальные
мнемотехнические приемы. Они вспоминали все объекты, расположенные на дороге, по которой они
ежедневно ходили в городе («места»). Затем к каждому из этих мест они «привязывали» тезис или
аргумент речи. Скажем, первый тезис мог соответствовать какой-то лавочке, второй — урне на углу
улицы, третий — фонтану на площади и т. п. Когда же они произносили свою речь, они мысленно
проходили по этой дороге и «забирали» в каждом месте соответствующий элемент.
Можно использовать этот прием и для решения более приземленных задач — например, для
запоминания уже приведенного выше списка продуктов. Для этого можно, например, мысленно пройти
по дому и «разместить» в каждой части дома один из продуктов — хлеб в кухне, цыпленка в гостиной,
ветчину в ванной, капусту на кровати в спальне, яйца на лестнице и т. д. (рис. 8.12).
Рис. 8.12. «Метод мест» может быть использован для самых практичных целей — например, для
запоминания списка покупок в продовольственном магазине.
Метод парных ассоциаций
В
этом методе используются одновременно рифмы и мысленные образы. Сначала нужно
срифмовать десять (а при желании и 20) чисел с какими-то словами, например: один — магазин, два —
трава, три — пузыри, четыре — в квартире, пять — кровать, шесть — жесть, семь — тень, восемь —
Hosted by uCoz