использовать определенные навыки или знания и вообще информацию, хранящуюся в памяти. Что
касается абстрактного интеллекта, то с его помощью мы оперируем словами и понятиями, и Йенсен
относит его ко второму уровню интеллекта уровню когнитивных способностей.
По мнению Йенсена, соотношение между этими двумя уровнями у каждого человека
определяется наследственными факторами. Несколько позже, когда мы будем обсуждать вопрос о роли
врожденного и приобретенного в развитии интеллекта, мы еще вернемся к этому автору и к его весьма
острым полемичным представлениям (см. досье 9.1).
Истоки интеллекта
Как же развиваются различные потенции и как благодаря им происходит становление более или
менее разумного поведения?
Развитие интеллекта
По мнению Кэттелла (Cattell, 1967), у каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный,
или «жидкий», интеллект (intelligence fluide). Именно он лежит в основе нашей способности к
мышлению, абстрагированию и рассуждению. Примерно к 20 годам этот интеллект достигает своего
наибольшего расцвета. С другой стороны, формируется «кристаллический» интеллект (intelligence
cristallisee), состоящий из различных навыков и знаний (лингвистических, математических, социальных
и т. п.), которые мы приобретаем по мере накопления жизненного опыта.
Потенциальный интеллект это совокупность врожденных способностей, которые
используются индивидуумом для решения проблем адаптации к окружающей среде.
«Кристаллический» же интеллект образуется именно при решении этих проблем и требует развития
одних способностей за счет других, а также приобретения конкретных навыков.
Хебб (Hebb, 1974) с несколько иных позиций выдвигает представление об интеллектах A и B.
Интеллект A это тот потенциал, который создается в момент зачатия и служит основой для развития
интеллектуальных способностей личности. Что касается интеллекта B, то он формируется в результате
взаимодействия этого потенциального интеллекта с окружающей средой. Оценить можно только этот
«результирующий» интеллект, наблюдая, как совершает умственные операции индивидуум. Поэтому
мы никогда не сможем узнать, что представлял собой интеллект A. В лучшем случае, по мнению Хебба,
мы могли бы лишь примерно оценить этот интеллект, если бы знали, что индивидуум уже с первых
мгновений жизни находился в идеальных условиях, обеспечивающих всестороннее развитие
наследственного потенциала, что, конечно, неосуществимо.
Факторы интеллектуального развития
Развитие интеллекта зависит от тех же факторов, что и развитие других функций организма, т. е.
от генетических и иных врожденных факторов, с одной стороны, и от окружающей среды с другой.
Генетические факторы. Генетические факторы представляют тот потенциал, который ребенок
получает с наследственной информацией от своих родителей. Именно этот потенциал служит основой
для тех возможностей, которые будут использоваться организмом по мере его роста и созревания для
эффективного взаимодействия с окружающей средой. Об этих генетических факторах почти ничего не
известно. В сотнях тысяч генов, расположенных в хромосомах, кроется еще множество загадок. До сих
пор были выявлены лишь некоторые из этих генов, ответственные за ряд физических признаков
организма или обусловливающие грубые дефекты его развития. В большинстве случаев о наличии или
отсутствии того или иного генетического фактора можно судить только после рождения ребенка [*].
Кроме того, мы еще не знаем о том, обусловлена ли та или иная способность отдельными генами или их
сочетаниями, и нам не известно, как происходит формирование этих способностей на уровне
физиологии нервной системы.
[Примером может служить, в частности, фенилкетонурия, обусловленная отсутствием у ребенка
определенного фермента. При этом заболевании нарушается обмен аминокислоты фенилаланина и в
результате в организме накапливаются вещества, вызывающие тяжелое повреждение клеток мозга. Если
это состояние не диагностируется сразу после рождения, то оно может привести к серьезному
нарушению умственного развития. Но если вовремя выявить этот дефект, сделав анализ мочи, и
назначить соответствующую диету, то тяжелые последствия можно предотвратить.]
|