страдают от «комплекса неполноценности» и неверия в свои возможности. Они раздражают учителей
тем, что не могут сосредоточиться, и это приводит к еще большей их изоляции. В отличие от детей
предыдущей группы они особенно боятся оценки своих поступков другими и чувствуют себя
комфортно лишь тогда, когда им представляется возможность вести себя в соответствии с их
собственным ритмом деятельности и собственной фантазией.
Наконец, дети с низким уровнем интеллекта и творческих способностей, по-видимому (по
крайней мере внешне), наиболее адаптированы и довольны своей участью. Они верят в свои
возможности и компенсируют недостаток интеллекта обилием социальных контактов или определенной
пассивностью, которая вполне может сойти за равнодушие.
Таким образом, в условиях более или менее открытого принуждения к определенным правилам
плохая адаптация наиболее вероятна у детей, принадлежащих к двум промежуточным группам.
Особенности творческих личностей
Творцом, так же как и интеллектуалом, не рождаются. Все зависит от того, какие возможности
предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени и в той или иной
форме присущ каждому из нас.
Как отмечает Фергюсон (Ferguson, 1974), «творческие способности не создаются, а
высвобождаются». Поэтому, для того чтобы понять, как развилась творческая деятельность, надо
оценить не только и даже не столько необходимый для этой деятельности базовый уровень интеллекта,
сколько личность человека и пути ее формирования.
Любая система воспитания, созданная обществом, основана на конформизме. Это самый
надежный путь к обеспечению единства всех членов социальной группы, но одновременно и самый
верный способ подавить развитие творческого мышления.
Действительно, творческая личность в основе своей чужда конформизму. Именно независимость
суждений позволяет ей исследовать пути, на которые из боязни показаться смешными не осмеливаются
вступить остальные люди. Творческий человек с трудом входит в жизнь социальной группы, хотя он и
открыт для окружающих и пользуется определенной популярностью. Он принимает общепринятые
ценности только в том случае, если они совпадают с его собственными. В то же время он мало
догматичен, и его представления о жизни и обществе, а также о смысле собственных поступков могут
быть весьма неоднозначными.
Творческий человек эклектичен, любознателен и постоянно стремится объединить данные из
различных областей. Творческие люди любят забавляться, и голова у них полна всякого рода чудных
идей. Как уже говорилось, они предпочитают новые и сложные вещи привычным и простым. Их
восприятие мира непрерывно обновляется.
Рис. 9.8. В работе Кокса (Cox, 1926) была предпринята попытка оценить IQ знаменитых людей,
исходя из их достижений в 17 лет и в возрасте от 17 до 26 лет. Несомненно, что в большинстве случаев
при этом оценивались не только интеллектуальные, но и творческие способности, и отделить их друг от
|