как девочки воспитывались в строго конформистском духе. Кроме того, под творчеством часто
понимают крупные достижения в технике или искусстве, т. е. в тех областях, доступ в которые для
женщин был ограничен. К счастью, ситуация в этом отношении начинает меняться. Тем не менее
следует подчеркнуть, что творчество может проявляться во всех областях человеческой деятельности.
Поэтому, несмотря на то, что женщинам традиционно отводится вполне определенная роль в обществе,
их повседневная творческая деятельность в быту и воспитании детей, а также на работе, где женщины
часто остаются на второстепенных ролях, имеет не меньшее, а иногда даже и большее значение для
равновесия и прогресса общества, чем некоторые выдающиеся идеи или престижные достижения,
порой исчезающие вместе с модой.
Творчество и адаптация
Предпринимались попытки установить связь между интеллектом и творческими способностями
у детей 11-12 лет (Wallach, Kogan, 1965). Оценив у испытуемых количественно эти две характеристики,
ученые провели серию собеседований и наблюдений. Это позволило выяснить, каким образом эти дети
решают свои жизненные (особенно школьные) проблемы в зависимости от того, к какой группе они
были отнесены к высокоинтеллектуальным и высокотворческим, к высокоинтеллектуальным и
малотворческим, к малоинтеллектуальным и высокотворческим или к малоинтеллектуальным и
малотворческим (см. табл. 9.4).
Таблица 9.4. Личные особенности школьника с различными уровнями интеллекта и творческих
способностей (по Wallach, Kogan, 1965)
Интеллект
высокий
низкий
Творческие
способности
высокие
Вера в свои возможности
Хороший самоконтроль
Хорошая социальная интеграция
Высокая способность к
концентрации внимания и большой
интерес ко всему новому
Постоянный конфликт между
собственным представлением о мире и
школьными требованиями
Недостаточная вера в себя и
недостаточное самоуважение
Боязнь оценки со стороны окружающих
низкие
Энергия направлена на достижение
успеха в учебе
Неудачи воспринимаются как
катастрофа
Боязнь риска и высказывания своего
мнения
Пониженная общительность
Боязнь самооценки
Хорошая (по крайней мере по внешним
признакам) адаптация и
удовлетворенность жизнью
Недостаточный интеллект
компенсируется социальной
общительностью или некоторой
пассивностью
Дети первой группы (с высокими уровнями творчества и интеллекта) уверены в своих
возможностях. Они, по-видимому, хорошо контролируют свои действия, оставаясь в тоже время в этих
своих действиях вполне свободными. Они легко могут переходить, смотря по обстоятельствам, от
детского к взрослому стилю поведения. Они хорошо интегрируются в обществе и проявляют большой
интерес ко всему новому, не боясь прослыть «баламутами» в рамках традиционной конформистской
системы воспитания.
У детей с высоким уровнем интеллекта, но слабыми творческими способностями вся энергия
направлена на достижение успеха. Любая
неудача воспринимается ими как катастрофа. Именно
поэтому они чаще всего избегают риска и не любят высказывать собственное мнение, ограничиваясь
лишь ответами на вопросы. Подобная сдержанность, характерная для всех их поступков, не дает им
возможности открыться своим приятелям, и поэтому они всегда несколько «отгорожены» от них.
Чувство беспокойства появляется у них лишь тогда, когда они предоставлены самим себе в оценке
своей деятельности или возможных последствии своих поступков.
Дети с низким уровнем интеллекта, но высоким творческим потенциалом
оказываются в
традиционной системе школьного воспитания самыми несчастными. Они постоянно испытывают страх
из-за противоречий между их собственными представлениями и требованиями школы, которые они
никак не могут выполнить. Осознание этого недостатка приводит к тому, что они все больше и больше
|