Кроме группы лиц с несколько пониженным интеллектом, составляющих 6% населения,
существует еще 2% людей, умственное развитие которых было нарушено в результате генных или
хромосомных аномалий, каких-то неблагоприятных условий для протекания беременности, поражений
или повреждений мозга в первые месяцы жизни или, наконец, недостаточной психической стимуляции
из-за бедности сенсорной среды или отсутствия родительской заботы в первые годы детства (см. табл.
9.2).
Долгое время умственно отсталых содержали в изоляции от общества. Их помещали в заведения,
где заботились лишь об их физическом благополучии и ограничивались тем, что предоставляли им
заниматься такой монотонной работой, как изготовление коробочек, склеивание конвертов или
нанизывание бус. Оказалось, однако, что при таком подходе сначала семья, а потом и специальное
заведение воспитывали детей, у которых в раннем возрасте были какие-то трудности с развитием,
действительно дефективными. Излишняя опека и исключение всякой инициативы с самого начала
лишали таких детей того, что у нормального ребенка составляет основу для развития интеллекта. В
результате из детей, у которых иной раз была всего лишь задержка развития, делали настоящих
умственно отсталых и приклеивали им соответствующий ярлык на всю жизнь.
Сегодня мы знаем, что специальные методы и вера в возможности ребенка позволяют сгладить
умственное отставание или хотя бы дают отсталым детям возможность стать более или менее
самостоятельными. Приведенные выше наблюдения Скилса убедительно подтверждают это.
Приобщение к обществу облегчается к тому же высокой контактностью большинства детей, несколько
отстающих в умственном развитии. Эта особенность, так же как способность к рассуждениям и к
усвоению понятий, весьма важна для адаптации личности к окружающему миру.
Ранние интеллектуалы
В
1921 году Термен начал обследование 1528 детей, посещавших начальную школу. В эту
группу входили 857 мальчиков и 671 девочка в возрасте от 8 до 12 лет с IQ не менее 135 баллов. Больше
50 лет за судьбой этих людей следили группы исследователей из Стэнфордского университета с целью
изучить их интеграцию в обществе (Sears, 1977).
Главной задачей этого исследования была попытка установить связь между интеллектом и
успехом. Ученые особенно интересовались тем, до какой степени «слишком» высокий интеллект может
стать помехой для существования человека в обществе; им хотелось также опровергнуть бытовавшее в
те времена представление, что рано развившиеся дети подвержены психическим нарушениям.
Отобранные Терменом дети отличались в большинстве случаев очень ранним физическим и
интеллектуальным развитием. Все они, как правило, начали ходить и говорить раньше, чем обычные
дети, и задолго до поступления в школу уже умели читать. Кроме того, они учились обычно в более
старших классах, чем остальные дети их возраста [*].
[Таким образом, речь здесь идет о детях, развитие которых шло быстрее, а не о детях, с самого
рождения отличавшихся «чем-то особенным». Именно поэтому мы предпочитаем называть этих детей
не «сверходаренными» (как предлагает, в частности, Жаккар), а ранними интеллектуалами.]
Результаты наблюдений опровергли существовавший предрассудок. Почти все эти дети
закончили среднюю школу, две трети из них получили диплом университетского колледжа, а из тех в
свою очередь 200 получили научную степень (Terman, Oden, 1959). Кроме того, многие из этих лиц
достигли большого социального и финансового успеха. В 1955 году средний доход в обследованной
группе был в 4 раза выше, чем средний доход на душу населения в стране.
Какую же роль играла наследственность в раннем развитии интеллекта у этих детей? В какой
мере это раннее развитие зависело от благоприятного социального окружения, в котором поощрялись
успехи в обучении и деятельности?
Оказалось вдобавок, что таким же ранним развитием, по-видимому, отличались и дети этих лиц:
средний IQ составил у них 139 баллов. Но играла ли в этом роль наследственность или же
«обогащенная среда», в которой они развивались? Учитывая, что IQ этого нового поколения варьировал
в пределах от 65 до 200 баллов, нельзя с уверенностью говорить о преобладающей роли
наследственности.
Когда группа Термена более детально изучила распределение обследованных лиц по степени
социального успеха, оказалось, что сам по себе интеллект лишь один из факторов этого успеха; по
меньшей мере столь же важную роль играет семейная среда с ее эмоциональными и социально-
|