экономическими особенностями, так же как и черты личности ребенка (см. документ 9.5).
Документ 9.5. Интеллект и творчество; ребенок, особенности его личности и его семья
В раннем детстве ребенок окружен семьей, поэтому существующие в ней условия и установки,
свойственные его родителям, имеют решающее значение для его будущего и для развития его
интеллектуальных и творческих способностей. Вторым этапом в формировании у ребенка уверенности
в себе, любознательности и широкого кругозора служит школа.
Отношение родителей и педагогов к ребенку частично зависит от него самого от таких его
особенностей, как пол, темперамент и характер. Эти врожденные свойства очень быстро вступают во
взаимодействие с окружающей средой. Кроме того, как мы уже знаем, определенную роль в
становлении познавательных функций ребенка могут играть его место в ряду рождающихся детей и
взаимоотношения с братьями и сестрами.
Место ребенка в семье
Согласно гипотезе Зайонца (см. документ 9.1), чем меньше у ребенка братьев и сестер, тем выше
вероятность того, что интеллект его будет развиваться оптимальным образом. Что же касается развития
творческих способностей, то они, по-видимому, не связаны с этим фактором. Здесь важно, чтобы у
ребенка независимо от размеров семьи и того места, которое он в ней занимает, был младший брат или
сестра с небольшой разницей в возрасте. В этом отношении хуже всего приходится последнему
ребенку, родившемуся намного позже остальных и не имеющему возможности придумывать игры
вместе с новым малышом (Miller, Gerard, 1979).
Значение пола
По-видимому, основные различия между мальчиками и девочками касаются вербальных и
«пространственных» способностей. Так, если девочки чаще всего преуспевают в чтении и письме, то
мальчикам больше свойственны интерес к математике и способность легко представлять себе
трехмерные объекты по двумерным изображениям.
Здесь возникает ряд вопросов. Действительно ли эти различия предопределены генетически и
обусловлены, как полагают некоторые исследователи (Waber, 1977), более медленным созреванием
мальчиков, способствующим развитию у них пространственных навыков? Нельзя ли все это объяснить
просто тем, что в нашей культуре, до сих пор пропитанной половой дискриминацией, воспитание
мальчиков и девочек идет по разным направлениям? Несколько позже мы будем рассматривать
установление взаимоотношений между родителями и детьми, и тогда вернемся к этому вопросу.
Личностные качества ребенка
Темперамент и характер ребенка очень часто играют важную роль в том, как будут
налаживаться его отношения с окружающими, особенно в школе.
Некоторые дети медленно усваивают объясняемый материал, другие слишком живы и
непоседливы, третьи не могут долго концентрировать свое внимание на какой-то одной задаче, не
отвлекаясь на посторонние вещи (Chess, 1968). Все это вовсе не обязательно означает, что они не могут
усвоить тот материал, который дает им учитель; просто-напросто их «стиль» не соответствует жестким
рамкам традиционной школьной системы. Поэтому такие дети быстро «оттесняются в сторону», и к ним
начинают относиться как к неспособным.
Однако независимо от этих личностных качеств, связанных с темпераментом ребенка,
существуют и другие особенности, относящиеся к познавательной деятельности и решению проблем
или выполнению школьных заданий. Каган (Kagan, 1965), в частности, отмечает, что существуют дети
вдумчивые и импульсивные.
Вдумчивые дети углубляются в задачу, даже если она трудна, и посвящают ее решению столько
времени, сколько окажется необходимым. Однако, по-видимому, основная их цель при этом
избежать неудачи. Их социальная активность часто бывает незначительной, они мало участвуют в
жизни коллектива и особенно опасаются попадать в незнакомые им социальные ситуации.
Что касается импульсивных детей, то они хорошо входят в коллектив, не боятся рисковать и
|