прежде всего стремятся к быстрому успеху. Часто они довольствуются кратковременными
достижениями и, получив вопрос, дают первый ответ, который им приходит в голову. Иногда это
вызывает трудности при обучении, особенно в области чтения. Многие импульсивные дети то и дело
пропускают строчки в книге или подставляют одно слово на место другого. Точно так же они ведут себя
и при решении задач, часто выдавая неоднозначные ответы.
Это вовсе не означает, что успеваемость у импульсивных детей обязательно должна быть ниже,
чем у вдумчивых. Дело просто в том, что стиль их поведения хуже вписывается в систему воспитания, в
которой главным достоинством считается послушание.
Каган отмечает также, что импульсивные дети чаще принадлежат к «низшим» слоям. По его
мнению, то, что в некоторых исследованиях у детей из этих слоев выявлялись в среднем более низкие
показатели IQ, обусловлено не тем, что они в принципе менее способны, а тем, что они отвечают на
вопросы тестов с присущей им импульсивностью.
Если достаточно легко определить, какие из этих двух групп детей в среднем обладают более
высоким интеллектом, то в отношении творческих способностей дело обстоит сложнее. Каган отмечает,
что у вдумчивых детей благодаря их способности рассматривать разные подходы к решению задачи,
больше шансов стать творческими личностями. В то же время, поскольку импульсивные дети
допускают неоднозначные решения и способны спонтанно их выдавать, у них тоже легко может
развиваться дивергентное и оригинальное мышление.
В конечном счете все зависит от того, в какой мере ребенку будет предоставлена возможность
развивать свои способности и насколько его деятельность будет приветствоваться и поощряться.
Личностные свойства родителей
Родителям детей с высоким уровнем интеллекта и творческих способностей обычно свойственно
положительное отношение к жизни. Как правило, они любят свою работу, энергичны и динамичны.
Кроме того, родители детей с творческими способностями в большинстве случаев, по-видимому,
предпочитают на досуге культурное или артистическое времяпровождение. Главное, что их отличает,
это антиконформизм, независимость от постороннего мнения, от условностей и предрассудков
общества. Они уверены в себе и ведут себя свободно, не заботясь особенно о своей репутации.
Взаимоотношения между родителями и детьми
В
тех случаях, когда у детей имеются условия для развития интеллектуальных или творческих
способностей, главным фактором, определяющим, какие из них первые или вторые будут
преобладать, служат, по-видимому, взаимоотношения этих детей со своими родителями. В обоих
случаях важно, чтобы ребенок ощущал в какой-то мере человеческое тепло и, главное, чувствовал
уважение со стороны взрослых.
Однако та атмосфера, в которой у детей преимущественно развивается интеллект, как мы увидим
далее, несколько отличается от той, в которой формируются творческие способности. Иногда
встречается сочетание тех и других условий; но если учесть, что схемы воспитания,
благоприятствующие тому или другому направлению развития, различны, маловероятно, чтобы такое
сочетание наблюдалось часто.
В семьях у детей с преимущественным развитием интеллекта между детьми и родителями уже в
раннем детстве устанавливаются взаимоотношения и родители обращают особое внимание на
школьную успеваемость.
В то же время взаимоотношения родителей с детьми, преуспевающими в вербальных
дисциплинах, и с детьми, делающими большие успехи в математике и науках, требующих
пространственного мышления, различны (Bing, 1963).
У детей с высокими способностями к вербальным наукам, как правило, формируются очень
крепкие эмоциональные связи с родителями, а это подкрепляет зависимые формы поведения. В этих
случаях уже с самого раннего детства родители уделяют много внимания умственному развитию детей,
покупают им познавательные игрушки и книжки сказок и нередко позволяют участвовать в своих
разговорах. Однако в школьном возрасте такие родители усиливают контроль и давление на ребенка,
придавая большое значение успеваемости и порой жестко отчитывая за плохие оценки.
Что касается детей с большими способностями в области математических наук и
пространственного воображения, то, по-видимому, они значительно свободнее в своих инициативах.
|