обречены на неудачу.
Для того чтобы лучше разобраться в этом вопросе, нам теперь полезно будет проанализировать
данные, на которые опираются сторонники и противники генетической теории интеллекта.
Результаты исследований
Данные в этой области получены прежде всего на животных, в частности при оценке скорости
обучения лабораторных крыс различных линий в лабиринте. Проводились также исследования на детях,
связанных между собой родством различной степени; при этом сравнивались результаты тестов на IQ
детей, выросших вместе или отдельно. И наконец, изучались разные группы людей с целью оценить
средние различия между их IQ.
1. Исследования на животных. В главе 3 (документ 3.4) мы уже говорили о работах Триона по
выведению «одаренных» и «бездарных» линий крыс. Крыс скрещивали между собой в зависимости от
того, быстро или медленно они научались ориентироваться в лабиринте. При разборе этих работ мы
убедились в том, что их результаты могут быть уязвимы для критики, если интерпретировать их с более
объективных позиций этологии с учетом естественного поведения крысы.
Кроме того, многие другие исследования указывают на роль окружающей среды в развитии у
животных способности к научению.
Купер и Зубек (Cooper, Zubek, 1958) повторили эксперименты Триона, изменив среду, в которой
воспитывались крысы каждой линии. Одни крысы при этом росли в «обогащенной» физической среде
(устроенной по принципу парка аттракционов), а другие в «обедненной», т. е. в пустой клетке, где
животные содержались поодиночке, а их стимуляция была сведена к минимуму. Оказалось, что
различия, выявленные Трионом в «нормальной» для лабораторных крыс среде, полностью исчезали,
когда крысы росли в тех или иных крайних условиях. Число ошибок у крыс независимо от того,
принадлежали ли они к «одаренной» или к «бездарной» линии, было в среднем одинаковым; у крыс,
содержавшихся в «обогащенной» среде, ошибок было меньше, а у воспитанных в «обедненной» среде
больше. Таким образом, решающее значение для развития особенностей, играющих важнейшую роль
в успешном освоении лабиринта (например, эмоциональности или быстроты привыкания к тем или
иным лабораторным условиям), имела та стимуляция, которую одни крысы получали, а другие нет.
В Университете Беркли были проведены еще более важные исследования (Rosenweig et al.,
1971). Здесь тоже изучались результаты воспитания животных в «обогащенной» или «обедненной»
среде, но на этот раз исследователи интересовались тем, как влияют подобные условия на развитие
мозга. Оказалось, что в обогащенной среде у крыс значительно увеличиваются толщина и масса коры
головного мозга [*], а также активность двух важнейших для работы мозга ферментов.
[Отмечалось, в частности, удлинение аксонов и увеличение количества глиальных клеток,
играющих роль в питании нейронов.]
Кроме того, есть данные о том, что если мозг в раннем возрасте «тренируется», то это ведет к
усиленному выделению кортикостерона надпочечниками. Под действием этого гормона изменяется
активность гипоталамуса, и в результате индивидуум становится менее эмоциональным и потому
меньше подвержен стрессу, связанному с решением новых задач (Denenberg, 1970).
В этой области было высказано много гипотез, которые сейчас проверяются. Согласно
некоторым из них, в детстве количество и качество медиаторов, образующихся в синапсах, возрастает в
зависимости от уровня активности нервной ткани. Возможно, это касается и миелиновых оболочек,
быстрее покрывающих отростки тех нейронов, которые возбуждаются чаще; в результате быстрее
осуществляется созревание, что создает большие возможности для изучения окружающей среды и
воздействия на нее (эффект тренировки) [*].
[Подробнее см. M. Ferguson, 1974. La revolution du cerveau, Chapitre XVIII. Paris, Calmann-Levy.]
2. Исследования на близнецах. По очевидным причинам в исследованиях на человеке нельзя
получить такую же информацию, как в опытах на животных. Но, к счастью, существует «особый»
экспериментальный материал
однояйцовые и разнояйцовые близнецы, выросшие вместе или
отдельно. Поскольку генотип у однояйцовых близнецов идентичен, любые различия в их IQ
теоретически должны быть обусловлены влияниями окружающей среды или по крайней мере
взаимодействием между наследственностью и средой. Что касается разнояйцовых близнецов, то они по
сравнению с обычными братьями и сестрами «удобны» в том отношении, что в зависимости от
жизненных обстоятельств они одновременно могут переживать сходные или различные ситуации.
В этих исследованиях используют единственный инструмент, которым в подобных случаях
|