индивидуума существуют ограничения, связанные как с наследственными факторами, так и с влиянием
среды. Это так называемый эпигенетический подход.
Для того чтобы разобраться в этом подходе и понять, как сказываются эти ограничения на
развитии, можно провести аналогию между развитием интеллекта и своего рода карточной игрой, где в
роли противника ребенка уже с момента зачатия выступает окружающая среда. После раздачи,
например, 10 карт у игрока-ребенка может оказаться либо плохой, либо посредственный, либо
прекрасный набор. Однако это еще отнюдь не определяет исхода предстоящей партии: все зависит от
того, как она будет разыгрываться. Даже при отличном наборе карт можно проиграть, если партнеры
поведут игру в непредвиденном направлении, и, напротив, при неважном наборе можно получить
максимум очков при соответствующей игре противника.
Точно так же обстоит дело и в отношении наследственного интеллектуального потенциала. Даже
если с самого начала этот потенциал богат разнообразными возможностями и предоставляет его
обладателю наибольшие шансы для успеха, плохие условия среды могут препятствовать его развитию.
И наоборот, если человек от рождения унаследовал лишь скудный генетический багаж, то в среде с
высоким уровнем психической стимуляции его способности смогут максимально развиться и он сможет
достичь даже большего успеха, чем более одаренный от рождения индивидуум.
Можно сравнить также формирование интеллекта с изготовлением книжного шкафа, который
будет в этом случае аналогом умственных структур, приобретаемых сначала ребенком, а потом
подростком и лежащим в основе интеллектуальной деятельности взрослого. Некоторые люди могут при
рождении получить великолепные доски из полированного красного дерева, позолоченные гвозди и
самые лучшие инструменты, но не иметь достаточной поддержки, консультаций и стимулирования,
когда они приступят к изготовлению своего «шкафа». Другие же, напротив, могут обладать вначале
лишь несколькими неотесанными сосновыми досками и горстью кривых гвоздей, но это будет
компенсировано благоприятной окружающей средой, в которой будут приложены все усилия для того,
чтобы в будущем шкафу ящики хорошо выдвигались, а полки были просторными.
В первом случае кое-как сделанный шкаф не позволит удобно хранить знания и может оказаться
столь неприглядным, что человек вовсе не будет им пользоваться, особенно если окружающие не будут
уделять особого внимания поддержанию этого «книжного шкафа» в порядке. Во втором случае у
начинающего свою жизнь взрослого человека в распоряжении будет удобное место для обработки и
хранения знаний, которое он легко сможет использовать, особенно если окружающие создадут все
условия для того, чтобы эти знания были ему посильны.
Отсюда видно, что среда играет важнейшую роль в проявлении (экспрессии) генетического
потенциала. В самом деле, врожденные способности как блестящие, так и слабые для своего
проявления и развития требуют соответствующих условий стимуляции и поддержки. К сожалению, в
низших слоях общества эти условия создаются гораздо реже, чем в привилегированных классах.
Существует, однако, еще один очень важный фактор, тесно связанный с влиянием внешней
среды. Дело в том, что интеллектуальное развитие происходит главным образом в первые 20 лет жизни,
причем в разном возрасте с различной скоростью. Этот факт обязательно должны учитывать педагоги.
Действительно, как по теории Пиаже, так и в соответствии с данными, полученными Т¸рстоуном
(Thurstone, 1955) или Бейли (Bayley, 1970) (рис. 9.13), к шести годам интеллектуальное развитие
осуществляется уже больше, чем на треть, к 8 годам наполовину и к 12 годам на три четверти [*]. Таким
образом, эти годы играют важнейшую роль и составляют критический период, от которого зависит все
будущее человека. То, как взрослый человек будет воспринимать и познавать мир, рассуждать,
выносить оценки или самовыражаться, в большой степени определяется тем, как сформируются
умственные структуры в детстве.
[Если вернуться к нашей аналогии с карточной игрой, то можно представить себе, что из десяти
карт три разыгрываются уже в 6 лет, пять в 8 лет, семь
в 12 лет, и забрать свой ход обратно
независимо от того, был ли он плох или хорош, мы уже не можем.]
|