1. Быстрота восприятия (Thurstone, 1955)
2. Интеллект (по Bayley, 1970)
3. Суждения (Thurstone, 1955)
Рис. 9.13. Интеллектуальное развитие ребенка и подростка. Видно, что три различных
интеллектуальных качества развиваются сходным образом и что к 8 годам развитие осуществлено уже
наполовину, а к 12 годам на три четверти.
Мы уже видели, что собой представляет современная школа. Остается лишь надеяться, что
высказанные здесь соображения когда-нибудь будут восприняты людьми, отвечающими на разных
уровнях за образование, и что все будет сделано для повсеместного искоренения различий в
окружающей среде и каждый сможет максимально развить свои врожденные способности. Этого
требует наше человеческое достоинство.
Досье 9.2. Интеллект компьютера и интеллект человека
По-видимому, одним из самых крупных сдвигов в нашей культуре за последние 10 лет было
массовое внедрение компьютеров в повседневную жизнь. С появлением терминалов в кассах банков,
транспортных агентств и административных учреждений изменилась их деятельность и
взаимоотношения с клиентами. Вскоре и сами эти кассы (как это уже происходит в банках) уступят
место автоматам, благодаря которым будет осуществляться прямая связь с компьютером. Со
стремительной быстротой размножились компьютерные игры; сегодня существуют шахматные
программы, способные побеждать гроссмейстеров. Стоимость персонального компьютера такова, что
его вполне можно подарить ребенку на Новый год.
Однако самое большое влияние компьютеры оказали на производство и обучение. Жизнь
рабочих, занятых физическим трудом, претерпевает резкие изменения в связи со все большим
внедрением робототехники и кибернетики в производство. С каждым днем становится все яснее, что
«искусственный интеллект» будет играть большую роль в воспитании новых поколений.
Здесь возникают или по крайней мере вырисовываются некоторые вопросы, нередко основанные
на мифах и фантастике. Какое место займет компьютер в жизни человека? Всегда ли он будет рабом
составленных человеком программ? Или когда-нибудь компьютеры смогут самовоспроизводиться,
самоуничтожаться и уничтожать людей, как в некоторых фантастических фильмах? Сможет ли
компьютер заменить рабочею или учителя? Будет ли когда-нибудь создан суперинтеллект, способный
превзойти и подчинить себе своего творца?
Пока что думать так нет оснований. Современный компьютер работает только в пределах тех
программ, которые в него заложены. Однако в этом разделе книги мы еще столкнемся с новыми
поколениями компьютеров, которые сейчас только появляются и вскоре смогут обрабатывать и
выдавать информацию наподобие человеческого мозга, а также обладать сходным стремлением к
познанию. Не исключено, что в связи с разработкой этих новых машин мы сможем сказать, что когда-
нибудь подобные компьютеры, способные мыслить и воспроизводить себе подобных, возьмут на себя
функции человеческого мозга, отделяя тем самым сознание от его биологических корней...
Существует представление о том, что даже люди с самым высоким интеллектом используют
возможности своего мозга лишь на десятую долю. Значит, у человека есть значительный резерв,
|