который он еще сможет использовать, если будет такая необходимость, а главное, если в системе
образования произойдут надлежащие перемены. Однако, как мы увидим, компьютер может послужить
средством, позволяющим, с одной стороны, лучше понять мышление и тем самым расширить его
возможности, а с другой разработать новую систему обучения детей, при которой они уже с очень
раннего возраста смогут практически бесконечно накапливать опыт.
Человеческий мозг и компьютер
Прежде чем сравнивать мышление человека с искусственным интеллектом, необходимо сначала
остановиться на некоторых общих чертах организации мозга и компьютера.
1. Обработка информации. Легко можно провести параллель между обработкой информации
компьютером и человеческим мозгом. Деятельность компьютера, как и мозга, включает четыре этапа
кодирование, хранение, обработку информации и выдачу результата.
Первый этап в случае компьютера это ввод информации с клавиатуры или с дискеты, на
которой записана программа.
Новейшие технические разработки позволяют осуществлять голосовой
ввод или ввод с помощью светочувствительных элементов.
Второй этап, столь же важный для компьютера, как и для мозга, это память. От ее емкости,
которая может варьировать от нескольких тысяч до нескольких миллионов единиц [*], зависит
мощность компьютера. У компьютера имеются два вида памяти. В постоянной памяти записаны все
программы, определяющие работу компьютера (язык, инструкции, конфигурации алфавитно-цифровых
знаков и т. д.). Эту память можно сравнить с врожденным багажом животных того или иного вида
будь то звуки, которые они способны издавать, или механизмы функционирования интеллекта. Что
касается оперативной памяти, то в ней, как и у человека, могут записываться или стираться данные,
необходимые для выполнения программы.
[Основная единица памяти в теории информации это бит. Бит соответствует одному
двоичному выбору, т. е. отражает тот факт, что некоторый элемент может находиться в одном из двух
состояний 1 или 0; например, определенный электронный контур в компьютере может быть открыт
или закрыт, т. е. пропускать (1) или не пропускать (0) ток. Существует более крупная единица байт,
равная 8 бит. Емкость памяти карманных микрокалькуляторов составляет 1000 байт (1 килобайт, или
Кбайт) или 2000 байт (2 Кбайт). [В информатике 1 килобайт = 1024 байта. Прим. ред.] Память очень
мощных машин может достигать тысяч килобайт. Персональные компьютеры обычно обладают
памятью в 128 или 256 Кбайт.]
Третий, важнейший блок
это процессор.
Он представляет собой совокупность контуров и
служит «корой головного мозга» компьютера. Именно он осуществляет операции, указанные в
программе, в зависимости от инструкций и данных, хранящихся в памяти или вводимых в компьютер.
Наконец, в компьютере имеются механизмы вывода,
ответственные за выдачу результатов
операций. Эти результаты могут выдаваться на экран, распечатываться на принтере или же с помощью
синтезатора голоса выводиться в речевой форме. Кроме того, устройство вывода может быть связано с
какой-то аппаратурой или роботами, исполняющими приказы компьютера.
Из всего этого видно, что аналогия между основными структурами мозга и компьютера
совершенно очевидна, хотя и несколько карикатурна. Можно провести аналогии и на уровне
деятельности мозга и машины. Чтобы проиллюстрировать эти аналогии, мы рассмотрим два примера
из области кибернетики и решения проблем.
2. Кибернетика. Речь здесь пойдет о саморегуляции, которую компьютер, как и мозг,
осуществляет с помощью отрицательной обратной связи. Саморегуляция это неотъемлемая часть
нашей повседневной жизни. Именно благодаря той информации, которую мы получаем от окружающей
среды, мы либо продолжаем, либо прекращаем, либо изменяем наши действия. Собственно говоря,
именно в этом сущность закона эффекта и принципа подкрепления.
Возьмем простейший пример. Представим себе, что человек бреется с помощью электрической
бритвы. В этом случае ввод данных, определяющий, следует ли продолжать или прекращать эту
операцию, будет осуществляться путем ощупывания кожи рукой. Таким образом, деятельность мозга и
руки можно сравнить с функционированием компьютера.
В языке Бейсик самом простом языке, который используется в бытовых компьютерах,
саморегуляция осуществляется с помощью инструкции на английском языке "IF ... THEN ..." (если ... то
...). Используя такую инструкцию, мы можем написать программу из пяти строк [*], причем три первые
строки образуют цикл:
|