Navigation bar
  Print document Start Previous page
 309 of 574 
Next page End  

возможность строить сети, разделенные, подобно мозгу, на области, у каждой из которых будет своя
специфическая функция. Это позволит решать задачи вроде только что упомянутой за минимальное
время, причем число точек может достигать 1000.
2. Сенсоры. Некоторых исследователей особо заинтересовал второй подход — путь «снизу
вверх». Они пытаются создать машины, способные видеть и слышать. В качестве примера можно
привести кремниевую «сетчатку», разработанную Карвером Мидом (Mead) из Калифорнийского
технологического института. Эта сетчатка представляет собой сеть из 100 тысяч транзисторов,
собранных в микросхеме размером в несколько квадратных миллиметров. В этом устройстве имеются
фоточувствительные датчики, соединенные с несколькими слоями «нейронов», каждый из которых
выполняет вполне определенную роль (как и в сетчатке животного; см. приложение А). Такая сеть
преобразует входную информацию в электрические сигналы, и это позволяет непрерывно и в режиме
реального времени регистрировать изменения яркости и перемещения световых пятен. Далее
устройство по кадрам анализирует входную картину, включая перемещения объектов и все
изображение в целом (что обычная камера делать не может). Была разработана также «улитка» (для
анализа звуков), более эффективная, чем у низших животных, обладающих этим органом. Кроме того,
как уже говорилось выше (досье 8.1), Псалтис разрабатывает световые нейрокомпьютеры, в которых
информация памяти записывается на голографические пластинки.
Таким образом, остается лишь соединить выходы подобных сенсоров с обучающейся сетью,
играющей роль мозга и способной использовать получаемую информацию и вновь подавать ее в сеть, т.
е. функционировать так же, как живые нервные клетки. Возможно, это уже дело ближайшего будущего.
Компьютер и ускорение умственного развития
Теория умственного развития ребенка, разработанная Пиаже, носит чисто описательный
характер. В этой теории раскрываются этапы, через которые должен пройти ребенок, чтобы у него
сформировалось «взрослое» мышление, но она мало что говорит о том, как можно развивать интеллект
практически у каждого человека уже с самого раннего возраста.
Именно этим поиском основных принципов развития интеллекта занялись Пейперт и его
сотрудники, изучавшие проблему искусственного интеллекта в Массачусетском технологическом
институте.
Исходя из представления о том, что мы выучиваем больше и лучше, если сами кого-то учим, эти
исследователи выдвинули систему, в которой детям предлагается заставлять компьютер что-либо
«делать», задавая ему соответствующую программу. Таким образом, компьютер используется для
выработки у детей привычки мыслить. По мнению этих ученых, истинная революция в педагогике
состоит не в том, чтобы заменить преподавателей вычислительными машинами. Напротив, компьютеры
должны помогать преподавателям открывать новые пути обучения, позволяющие детям самим
развивать свои умственные способности в ритме, диктуемом критическими периодами. Компьютер
можно также широко использовать для решения проблем, с которыми ребенок сталкивается в
повседневной жизни.
Рис. 9.14. Благодаря появлению компьютеров в школе дети стали «учиться обучать».
Пейперт и его группа разработали очень простой язык программирования — Лого. Кроме того,
они создали различные системы, способные создавать музыку и мультипликационные фильмы,
сочинять маленькие рассказы или стихи, перемещаться с помощью «робота-черепахи» в классном
помещении, вычерчивать различные геометрические фигуры или передвигаться по тропинкам,
предварительно обозначенным на «земле». При этом, для того чтобы правильно вести «черепаху»,
ребенок должен разобраться в процессе своего собственного передвижения; чтобы заставить компьютер
строить правильные предложения, ему необходимо исследовать построение собственной речи; и,
наконец, если он хочет создать приятную мелодию, он должен выработать у себя ясное представление о
звуках и ритме.
Таким образом, создавая программы, необходимые для того, чтобы компьютер выполнял все эти
задачи, ребенок должен структурировать время и пространство, полностью интегрируя смысл этих двух
понятий. Сейчас уже ведутся исследования по разработке технологии, которая позволит сходным
образом обучаться таким дисциплинам, как физика, биология, гуманитарные науки и, в частности,
психология.
Hosted by uCoz