1 реакции, восприятия, колоколо-; 2 способность, адаптироваться; 3 общего,
специфическими; 4 первичных, счетная, вербальная, вербальное, пространственная, память,
рассуждению, восприятия; 5 120, действия, содержание, результаты; 6 множество, специфичных,
характерных; 7 конкретному, когнитивные; 8 потенциальный, унаследованный, навыков, знаний;
9 интеллект B, взаимодействий, наследственностью; 10
наличие, отсутствие, рождения; 11
трисомия-21, лишней; 12 дефекта, иода; 13 диабет, сифилис, краснуха; 14 шесть; 15
стимуляцию, разнообразные, гармонично; 16 больше, ниже; 17 связь, успеваемостью; 18
ценности, жизни, интеллекте, средним; 19 Бине, 1905, распределения, умственного развития; 20
Хронологический, умственный; 21 умственным, хронологическим, месяцах; 22
вербальных,
невербальных; 23 среднее, 100, 15, 16; 24 2-3, 1-2; 25 конвергентное, дивергентное,
оригинальных; 26 пластичность, подвижность, оригинальность; 27 100, корреляция; 28 не
меньше, чем; 29 низким, высоким; 30 независимостью, объединять, непостоянны.
Верно или неверно?
1 B; 2 В; 3 Н; 4 В; 5 В; 6 Н; 7 Н; 8 Н; 9 В; 10 Н; 11 Н; 12 Н; 13
В; 14 В; 15 Н; 16 В; 17 Н; 18 В; 19 Н; 20 В.
Выбрать правильный ответ
1
г; 2 б; 3 а; 4 г; 5 а; 6 г; 7 г; 8 в; 9 а; 10 б; 11 в; 12 г; 13 г; 14
в; 15 б; 16 г; 17 в; 18 г; 19 г; 20 г; 21 г; 22 г; 23 б; 24 а; 25 г.
Часть IV. Я, другие и «иные»
Введение
В шести предыдущих главах мы рассмотрели различные процессы, позволяющие человеку
приспосабливаться к реальной действительности или видоизменять ее сообразно с его потребностями.
Люди реагируют на внешние обстоятельства по-разному в зависимости от возраста, пола,
физической конституции, умственных способностей и, наконец, всего прошлого опыта. Личность и
особенности поведения человека, отличающие его от других людей, формируются на разных фазах его
развития и жизненного опыта.
Индивидуальные различия людей, однако, не бесконечны. Человек живет в какой-то социальной
группе с определенной культурой. Постоянное взаимодействие людей накладывает глубокий отпечаток
на их восприятие мира, общение и поведение, на их отношение друг к другу и к представителям иных
социальных групп.
Таким образом, человек всю жизнь бывает ограничен в своем стремлении к самовыражению в
результате того давления, которое он с самых первых дней испытывает со стороны общества и которое
требует от него «нормального» поведения в установленных этим обществом рамках. Большинство
людей сравнительно легко приспосабливается к этим требованиям и живет без серьезных кризисов,
прибегая в напряженные моменты к различным социально санкционированным «предохранительным
клапанам». Кое-кто, однако, оказывается неспособным противостоять стрессовым ситуациям жизни
либо из-за особой чувствительности своей натуры, либо потому, что в детстве у него не выработалось
надлежащей стойкости. Такие люди обречены стать среди других «иными».
В этой последней части книги мы поочередно рассмотрим три аспекта человеческой жизни:
эволюцию личности от рождения до смерти, его социальную активность и влияние группы на его
поведение и, наконец, трудные проблемы бытия, которые встают перед каждым человеком, а в
некоторых случаях приводят и к распаду личности.
Глава 10. Развитие «Я»
|