выработав системы особых сигналов, угрожающего поведения или воинственных ритуалов, подобных
встречающимся до сих пор у племен на берегах Амазонки или островах Океании. Этнологи
обнаруживают даже общества, которым агрессивность, по-видимому, неведома (Mead, 1969).
Что можно заключить из этих фактов? Следует ли считать агрессивность врожденной чертой или
нет? Подобные дебаты лишены смысла. Главный вопрос, который должны ставить перед собой все
гуманитарные науки, состоит в том, чтобы понять, каким образом культура может обуздать жестокость
в тот час, когда все более изощренные виды вооружения грозят уничтожить миллионы людей в
результате простого нажатия кнопки.
Население земли, составлявшее 10-40 тыс. лет назад всего несколько тысяч человек, в настоящее
время достигло 5 млрд., а через 15 лет оно превысит 6 млрд. (рис. 1.14). Перед лицом все более
смертоносных войн, вспыхивающих в разных уголках земного шара, всплеска расизма и слепого
терроризма настало время использовать в индивидуальном порядке наши способности рассуждать и
общаться, с тем чтобы объяснять другим людям, и прежде всего детям, что при разрешении конфликтов
всегда следует отдавать предпочтение ненасильственным методам.
Рис. 1.14. Кривая роста численности Homo sapiens начиная с древних времен. К 1987 г. население
нашей планеты достигло 5 миллиардов человек, тогда как в 1850 г. был только 1 миллиард. В
дальнейшем численность будет возрастать на 1 миллиард каждые 12 лет.
Все другие виды живых существ эволюционируют вслепую, по воле изменений, происходящих в
окружающей среде. Человек единственный вид, который благодаря языку и умственным
способностям начал направлять собственную эволюцию. Чрезвычайно важно, не отказываясь от
наследия нашего животного происхождения, использовать ресурсы, которыми мы располагаем, чтобы в
будущем придавать проявлениям этого наследия надлежащие формы. В этой книге, где собраны знания,
накопленные психологами, делается скромная попытка помочь прогрессу в этом направлении.
Документ 1.1. Уровни поведения и эволюция
Принято различать пять уровней поведения от таких врожденных стереотипных форм
адаптации, как таксисы и рефлексы (а также в некоторых отношениях инстинктивное поведение),
до приобретенных, поддающихся модификации форм, связанных с мышлением.
Относительную роль каждого из этих уровней поведения у животных, находящихся на разных
ступенях эволюционного развития, можно отобразить в виде диаграммы, предложенной Детье и
Стелларом (Dethier, Stellar, 1961) и воспроизведенной с некоторыми упрощениями на рис. 1.15.
|