Рис. 1.15. Схема, предложенная Детье и Стелларом (Dethier, Stellar, 1961).
Из этой диаграммы видно, как по мере повышения организации животных врожденные
стереотипные реакции все больше и больше вытесняются приобретенными формами поведения. Если,
например, у насекомых преобладает инстинктивное поведение, то у низших млекопитающих, таких как
крыса, оно замещается способностью обучаться; что же касается способности к умозаключениям, почти
отсутствующей у крыс, то она вместе с научением представляет собой главный тип поведения у
человека, утратившего большую часть стереотипных реакций.
Документ 1.2. Миграция лососей инстинктивное поведение или результат научения?
Весной в быстрых и прозрачных водах какого-нибудь ручейка на севере Канады, в Скандинавии
или в Шотландии появляется молодь лосося. Икра, отложенная прошлой осенью самками на гравии,
покрывающем дно ручья, оплодотворяется самцами, и примерно через три месяца из нее вылупляются
мальки.
Спустя несколько лет (от двух до семи в зависимости от широты), проводимых в пресных водах,
малек, превратившийся в молодого лосося так называемую пестрятку спускается вниз по реке,
чтобы вскоре устремиться в океан. На этой стадии лосося называют серебрянкой, или смолт.
Самцы и самки остаются в открытом море два или три года, удаляясь иногда от берегов почти на
3000 км.
Лишь после достижения половой зрелости лососи начинают свое фантастическое путешествие на
нерестилища. Рыбы проходят 50-100 км в день, чтобы прежде всего найти устье своей родной реки. Из
десятков впадающих в море рек они направляются в ту, по которой спустились в море несколько лет
назад, а затем без колебаний плывут по ней вверх до своего родного ручейка, где приступают к нересту.
Хотя рыбы попадают в настоящий лабиринт притоков со многими разветвлениями, на каждой
развилке между двумя направлениями они неизменно делают правильный выбор. И если они все же
иногда ошибаются, то тут же поворачивают назад, возвращаясь на то место, где произошла ошибка;
затем они вновь пускаются в путь, преодолевая самые быстрые течения и водопады, высота которых
достигает подчас нескольких метров, чтобы после многодневных изнурительных усилий добраться до
своих нерестилищ, до «земли предков», где они родились и где большая их часть погибнет, осуществив
репродуктивную функцию.
Эта проблема одна из самых увлекательных. Каким образом эти рыбы после долгих лет
отсутствия, преодолев огромные расстояния, находят тот ручей, где они появились на свет? Почему
|