Navigation bar
  Print document Start Previous page
 330 of 574 
Next page End  

Развитие нравственности тесно связано с когнитивным развитием. В самом деле, для того чтобы
ребенок мог выносить какие-либо моральные суждения, он должен достичь определенного уровня в
когнитивном плане. Одним из первых начал изучать нравственное развитие Пиаже (Piaget, 1932).
Позднее его работу продолжил и углубил Кольберг (Kohlberg, 1963). Выводы последнего, однако,
оспорила Кэрол Гиллиган (Gilligan, 1977), отстаивающая феминистскую точку зрения, согласно которой
концепция нравственности у женщин и мужчин различна.
Моральное суждение в детском возрасте
В процессе нравственного развития ребенок проходит эволюцию от эгоцентрического
отношения к окружающему, при котором любой поступок он оценивает как хороший или плохой в
соответствии с правилами, усвоенными им от взрослых, до более гибкой позиции, когда в своих
суждениях о других людях он начинает придавать все большее значение своим личным критериям.
Именно таким характером нравственной эволюции объясняется тот факт, что если до 7 лет ребенок
склонен судить о поступках по важности их последствий, то в более позднем возрасте он судит о них
скорее по обусловившим их намерениям.
Так, по мнению маленького ребенка, Пьер, который разбил 10 тарелок, помогая матери
накрывать на стол, заслуживает большего наказания, чем Жак, без спросу взявший из шкафа конфету и
разбивший при этом всего одну тарелку.
В связи с этим Пиаже говорит о гетерономной морали, постепенно заменяющейся автономной
моралью в более позднем возрасте, когда ребенок начинает понимать, что намерение важнее
результатов совершенного поступка.
Развитие нравственного сознания
Уровни нравственности (по Кольбергу)
Кольберг изучал скорее то, каким образом люди оправдывают свои нравственные позиции,
нежели сами эти позиции. Он выделяет три уровня нравственного развития: преднравственный,
конвенциональный и постконвенциональный. Каждый из них включает по две стадии (см. документ
10.3).
1. Преднравственный уровень (с 4 до 10 лет). На этом уровне поступки определяются внешними
обстоятельствами и точка зрения других людей в расчет не принимается.
На первой стадии суждение выносится в зависимости от того вознаграждения или наказания,
которое может повлечь за собой данный поступок.
На второй стадии суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую из него
можно извлечь.
2. Конвенциональный уровень (с 10 до 13 лет). Человек, находящийся на этом уровне
нравственного развития, придерживается условной роли, ориентируясь при этом на принципы других
людей.
На третьей стадии суждение основывается на том, получит ли поступок одобрение других людей
или нет.
На четвертой стадии суждение выносится в соответствии с установленным порядком, уважением
к власти и предписанными ею законами.
3. Постконвенциональный уровень (с 13 лет). Истинная нравственность, по Кольбергу,
достигается только на этом уровне развития. Именно на этом уровне человек судит о поведении, исходя
из своих собственных критериев, что предполагает и высокий уровень рассудочной деятельности.
На пятой стадии оправдание поступка основывается на уважении демократически принятого
решения или вообще на уважении прав человека.
На шестой стадии поступок квалифицируется как правильный, если он продиктован совестью —
независимо от его законности или мнения других людей.
Как видно из рис. 10.11, начиная с 13-летнего возраста преднравственный уровень замещается у
детей конвенциональным и в меньшей степени — постконвенциональным уровнем. Кольберг, однако,
отмечает, что многие люди так никогда и не переходят четвертую стадию нравственного развития, а
шестой стадии достигает меньше 10% людей в возрасте 16 лет и старше [*].
Hosted by uCoz