Navigation bar
  Print document Start Previous page
 331 of 574 
Next page End  

[Впоследствии Кольберг исключил эту последнюю стадию, так как критики сочли ее чрезмерно
«элитаристской» и носящей на себе слишком явную печать ценностей западной культуры.]
Рис. 10.11. Соотношение уровней нравственности у американских детей в разном возрасте (по
Kohlberg, 1963).
Гиллиган, одна из сотрудниц Кольберга, упрекала его в том, что, разработав систему «мужских»
нравственных ценностей, основанных на самоутверждении и справедливости, он оставляет без
внимания нравственность «женскую», ориентированную больше на заботу о другом человеке и
самоотречение, и низводит таким образом большинство женщин до третьей стадии нравственного
развития.
Женская концепция нравственности (по Гиллиган)
Вынося суждение о поступке, женщина скорее будет руководствоваться не принципами, а
представлением о личности того, кто конкретно совершил данный поступок. Поэтому она более
склонна считать человека, заботящегося о других, «добрым», а того, кто своим поведением наносит им
вред, — «эгоистом» [*]. Согласно Гиллиган, развитие нравственности у женщин проходит три уровня,
между которыми имеются переходные стадии.
[Гиллиган в качестве примеров, иллюстрирующих различие в моральных принципах мужчин и
женщин, приводит два эпизода из Библии. Так, чтобы доказать Богу свою преданность, Авраам готов
принести ему в жертву собственного сына. В другом эпизоде, напротив, мать предпочитает уступить
своего ребенка сопернице, когда царь Соломон, решив урегулировать спор между ними из-за ребенка,
предлагает разрезать его пополам.]
Уровень 1: самоозабоченность.
На этом уровне женщину занимают только те, кто в состоянии
удовлетворить ее собственные потребности и обеспечить ее существование.
На первой переходной стадии эгоизм начинает сменяться тенденцией к самоотречению.
Женщина все еще сосредоточена на собственном благополучии, но в случае принятия решений все
больше учитывает также интересы других людей и объединяющие ее с ними связи.
Уровень 2: самопожертвование.
Социальные нормы, которым большей частью приходится
следовать женщине, заставляют ее переходить к удовлетворению собственных желаний лишь после
удовлетворения потребности других. Эта роль «хорошей матери», когда женщина вынуждена вести
себя сообразно ожиданиям других людей и чувствовать ответственность за их поступки, постоянно
ставит ее перед необходимостью выбора.
На второй переходной стадии женщина поднимается с уровня самопожертвования на уровень
самоуважения, начиная все больше принимать в расчет собственные потребности. Она пытается
совместить удовлетворение своих личных нужд с потребностями других людей, ответственность за
которых она продолжает испытывать.
Уровень 3: самоуважение.
На этом уровне женщина понимает, что только она сама способна
сделать выбор, касающийся ее собственной жизни, если он не причинит вреда людям, связанным с нею
семейными или социальными узами и вообще принадлежностью к роду человеческому. В этом смысле
третий уровень нравственного сознания перерастает уже в мораль непротивления.
Hosted by uCoz