интерпретация базируется на верованиях или иррациональных идеях, то она очень часто приводит к
эмоциональным нарушениям и неадаптивным формам поведения (Ellis, 1977).
По мнению Роттера (Rotter, 1966), то, как человек воспринимает собственное поведение и его
последствия, в большей степени зависит от особенностей его личности. Например, одни скорее всего
будут приписывать свой образ действий внутренним причинам, а другие будут систематически
объяснять его внешними обстоятельствами. Эти две категории людей различаются, таким образом,
своими представлениями о том, откуда исходит контроль за их поступками. Роттер различает людей,
«ориентируемых изнутри», и людей, «ориентируемых извне».
Первые убеждены, что в любой момент они способны повлиять на свое окружение, и в конечном
итоге они всегда сами берут на себя ответственность за то, что с ними случается. В данном случае речь
идет обычно об активных и динамических людях, склонных анализировать стоящие перед ними задачи
и следить за своими действиями, чтобы выявить слабые и сильные стороны сложившейся ситуации и
своих поступков. В случае неудачи они, не колеблясь, упрекают себя в том, что приложили
недостаточно усилий или были недостаточно настойчивы.
Напротив, люди, верящие в существование внешнего контроля, убеждены, что в различных
обстоятельствах их жизни и в том, как они на них реагировали, всецело повинны другие люди, везенье
или случай. Речь, таким образом, идет о более пассивных и менее дееспособных личностях, с легкостью
объясняющих свои неудачи недостатком у себя способностей (см. документ 6.2 и гл. 11).
Описанный подход позволяет учесть всю сложность взаимодействий между человеком и
возникающими ситуациями. Он, однако, ничего не говорит о том, почему один человек склонен видеть
причины своего поведения в себе самом, а другой в других. Именно на этот вопрос обращают
главное внимание психодинамические, гуманистические и психосоциальные теории.
Психодинамические подходы
Согласно этим подходам, воздействие человека на окружающую среду в том или ином
направлении определяется конфликтом между силами его подсознания и внешней реальностью. Среди
различных теорий, основанных на таком подходе, прежде всего следует отметить психоаналитическую
теорию Фрейда, индивидуальную психологию Адлера и аналитическую психологию Юнга.
Психоаналитическая теория (по Фрейду)
Мы уже не раз пользовались различными фрейдовскими понятиями, такими как бессознательное
или половая энергия (либидо) [*]. Составляющая основу инстинкта жизни, эта энергия стремится
прорваться наружу через различные участки тела, называемые эрогенными зонами.
[В главе 12 мы рассмотрим еще один аспект фрейдовской теории, касающийся динамики
личности и тех способов, которыми индивидуум пытается разрешать конфликты между разными
психическими структурами («Оно», «Я» и «Сверх-Я»).]
Согласно Фрейду, развитие личности соответствует психосексуальному развитию человека,
причем каждый из этапов этого развития характеризуется определенным способом проявления (или
непроявлением) либидо через эрогенные зоны, присущие данному возрасту.
В детстве удовлетворение либидо связано (в хронологическом порядке) с оральной зоной,
анальной зоной и областью половых органов. После некоторого латентного периода, продолжающегося
с 5 или 6 лет до полового созревания, половое «пробуждение» заставляет подростка искать
удовлетворения либидо с партнером. Если либидо не получает удовлетворения или удовлетворяется
неадекватным образом, человек рискует остановиться на данной стадии и у него фиксируются
определенные черты личности.
На оральной стадии (от 0 до 1 года) удовлетворение либидо достигается за счет ротового
контакта во время сосания, покусывания или жевания. Остановка на этой стадии впоследствии
приводит к возникновению таких «невинных пороков», как курение, гурманство, словесная
агрессивность и т. п., а иногда и к развитию личности с чертами пассивности и зависимости от
окружения.
На анальной стадии (от 1 года до 2 лет) приучение ребенка к чистоплотности ведет к
перемещению источника удовлетворения либидо в анальную область тела. Нарушения развития на этой
стадии могут быть обусловлены страхом ребенка потерять контроль над сфинктерами,
непоследовательным поведением родителей, радующихся успехам ребенка и в то же самое время
|