Navigation bar
  Print document Start Previous page
 336 of 574 
Next page End  

выражающих свое отвращение к его экскрементам, или слишком суровым воспитанием. Фиксация
ребенка на этой стадии приводит к развитию таких черт личности, как пунктуальность (точная
своевременность действий), скупость (стремление «все» сберечь для себя), чрезмерная
чистоплотность (стремление убирать все грязное) или упрямство (систематическое сопротивление
или отказ делать то, чего ожидают другие) (рис. 10.14).
Рис. 10.14. В детстве человек накапливает опыт и учится; то, что он при этом испытывает, имеет,
согласно Фрейду, большое значение для формирования личности.
На фаллической стадии (с 2 до 5 лет) ребенок интересуется и манипулирует своими половыми
органами и половыми органами других детей. В результате он обнаруживает различия между
девочками и мальчиками.
На фаллической стадии развивается также эдипов комплекс (у мальчиков) и комплекс Электры
девочек) (см. документ 10.5). Эти комплексы характеризуются нежной привязанностью ребенка к
родителю противоположного пола и агрессивностью по отношению к родителю того же пола, которого
ребенок рассматривает как соперника и подсознательно хочет «устранить». Конфликт, связанный с
эдиповым комплексом, разрешается отказом ребенка от своих нежных чувств к родителю другого пола
и отождествлением себя с родителем одного с ним пола (что представляет для ребенка меньшую
опасность, чем агрессивное отношение). В результате ребенок приобщается к ценностям, ролям и
установкам, свойственным его полу. Фиксация на этой стадии может лежать в основе некоторых
гомосексуальных ориентаций (иногда ребенок отождествляет себя с родителем противоположного
пола), а также может толкнуть на поиск партнера, который был бы «заменой» родителя, и т. п.
Латентный период (от 5 до 11 лет) характеризуется заметным снижением активности и
интересов, связанных с сексом, — на первый план выдвигаются школьное обучение, социализация и
освоение различных форм поведения (ролей), свойственных данному полу.
На генитальной стадии (которая начинается вместе с половым созреванием) подростки обоего
пола все больше ориентируют свой поиск полового удовлетворения на других людей — как правило,
противоположного пола.
Так человек приближается к зрелости, главными критериями которой, по Фрейду, являются
стремление работать, создавая нечто полезное и ценное, и способность любить [*] другого человека
ради него самого, а не из-за того, что этот человек соответствует подсознательным установкам,
сформировавшимся в результате случайных фиксаций в период эдипова комплекса или комплекса
Электры.
[Эти два критерия зрелости Фрейд резюмировал на немецком языке словами "arbeiten und lieben"
(«работать и любить»).]
Одно из главных возражений против теории Фрейда касается той значительной роли, которую
она отводит полу в развитии личности. Особенно энергичную критику вызвало представление Фрейда о
более совершенном психосексуальном развитии мальчиков по сравнению с девочками,
«неполноценность» которых, по мнению Фрейда, происходит от подсознательного переживания ими
своей «обделенности» мужскими половыми органами. Это представление отражало и оправдывало
буржуазные предрассудки о различиях между полами в ту эпоху, когда превосходство мужчин
рассматривалось как нечто само собой разумеющееся. Оно, однако, не находит научного
подтверждения и поэтому сегодня пользуется все меньшей и меньшей популярностью.
Индивидуальная психология (по Адлеру)
Сначала Адлер был учеником Фрейда, но потом, разработав собственную теорию, отошел от
него. Адлер не отводил либидо столь важной роли в развитии личности, придавая основное значение
«воле к власти», которая, по его мнению, в качестве главного импульса с самого рождения присутствует
в каждом человеке. С первых лет жизни этот импульс вступает в конфликт с требованиями мира
взрослых людей, заставляя ребенка чувствовать бремя собственной неполноценности. Именно из этого
чувства неполноценности впоследствии развивается специфический для каждого человека стиль жизни,
с помощью которого человек пытается приобрести способности, необходимые для решения
социальных, профессиональных и любовных проблем
важнейших, по Адлеру, проблем
существования.
Hosted by uCoz