Рис. 10.15. Австрийский врач и психолог Альфред Адлер (1870-1937). Отойдя от
психоаналитического движения, к которому он принадлежал, Адлер разработал представления о
важной роли переживаемого чувства неполноценности в развитии личности. Адлер был основателем
школы индивидуальной психологии.
У ребенка, страдающего от своей физической неполноценности (маленький рост, физическая
слабость или неполнота физического развития, недостаточное умственное развитие и т. п.), чересчур
опекаемого семьей или, наоборот, не получающего достаточно внимания, легко может развиться
комплекс неполноценности, делающий человека неспособным бороться с трудностями жизни. У других
людей такой комплекс в результате сверхкомпенсации может перерасти в комплекс превосходства,
заставляющий в любых обстоятельствах стремиться к доминированию. Потребность любой ценой
вызывать восхищение, систематические опоздания на встречи или бесконечные жалобы на здоровье, по
мнению Адлера, тоже служат примерами индивидуальных стратегий человека, позволяющих ему
самоутверждаться, привлекая внимание других людей к важности собственной персоны.
Аналитическая психология (по Юнгу)
Юнг еще один сотрудник Фрейда, отошедший от психоанализа и разработавший собственную
теорию личности.
Рис. 10.16. Швейцарский медик и психолог Карл Густав Юнг (1875-1961). Примкнув к
психоаналитическому движению одним из первых, он впоследствии порывает с ним и разрабатывает
собственную гипотезу о существовании коллективного бессознательного и архетипов, являющихся
результатом опыта, накопленного человечеством за долгие тысячелетия. Юнг был основателем школы
аналитической психологии.
Согласно Юнгу, энергия либидо связана не только с сексуальными импульсами. Скорее либидо
представляет собой единственную в своем роде энергию, лежащую в основе всех жизненных процессов
и позволяющую человеку совершать действия, необходимые для его выживания.
Юнг сводит до минимума и роль индивидуального бессознательного, заменяя его коллективным
бессознательным, имеющим врожденный характер и миллионы лет передающимся из поколения в
поколение. Содержание коллективного бессознательного составляют, в частности, архетипы
первичные образы, проявляющиеся в основном в сновидениях (см. досье 4.1) и заставляющие человека
вести себя в определенных ситуациях так, как это свойственно представителям всех культур.
Один из таких архетипов, тень (которая в сновидениях может принимать вызывающий
беспокойство вид темнокожего существа с походкой дикаря) олицетворяет собой все то, что отвергала
наша личность, или же то, что не смогло в нас развиться. Сказанное относится как к женским образам
|