Navigation bar
  Print document Start Previous page
 338 of 574 
Next page End  

(архетип души), скрытым в каждом мужчине, так и к мужским (архетип духа), присутствующим во всех
женщинах.
На уровне сознания существуют четыре типа умственных операций, представленных в каждом
человеке в разной степени. Из них два типа имеют рациональный характер: мышление и чувство; два
других иррациональны — это ощущение и интуиция. К сожалению, наша культура способствует только
развитию ощущений и опирающемуся на них восприятию, а также развитию мышления на основе
рассуждений. Пренебрегая развитием интуиции и чувств, она лишает нас существенных возможностей
адаптации к окружающему миру [*].
[Трансличностная психология
зародившееся на западном побережье США направление
занимается главным образом позитивной переоценкой роли этих двух «бедных родственников»
интеллекта в нашей повседневной жизни.]
По мнению Юнга, личность может достичь равновесия лишь в результате длительного процесса
психологического созревания, названного им индивидуацией,
который позволяет человеку признать и
интегрировать все скрытые или игнорируемые им стороны собственной личности как на
бессознательном уровне, так и на уровне сознания.
Гуманистический подход
Как помнит читатель, этот подход основан на гуманистической философии, главное положение
которой заключается в том, что всякое знание неотделимо от природы человека и его основных
потребностей; иными словами, знание не может существовать вне человеческой природы.
Человеческую же природу нельзя объяснять рациональными терминами, а можно постичь только
благодаря аффективному опыту, через который она и реализуется «в данном месте и в данное время».
Гуманистический подход постулирует также, что в каждом человеке существует ориентация,
толкающая его на реализацию своих возможностей.
Теории самоактуализации (по Роджерсу и Маслоу)
Согласно Роджерсу, всякий живой организм наделен стремлением заботиться о своей жизни с
целью сохранять ее и улучшать. Он обладает всей необходимой компетенцией,
чтобы решать
возникающие перед ним проблемы и направлять должным образом свое поведение. Эта способность,
однако, может развиться только в контексте социальных ценностей, в котором индивидуум получает
возможность устанавливать положительные связи.
Представление ребенка о самом себе, т. е. концепция собственного «Я», будет эволюционировать
в соответствии с возникающими перед ним ситуациями и его собственными действиями; оно
фактически формируется на основе того разнообразного опыта, который ему придется переживать в
общении с другими людьми, и их поведения по отношению к нему. Роджерс называет эту систему
представлений «реальным Я».
Человек, кроме того, склонен представлять себя и в идеальном образе — видеть себя тем, чем
ему хотелось бы стать в результате реализации своих возможностей («идеальное Я»). К этому
идеальному «Я» и стремится приблизиться «Я» реальное (рис. 10.17).
Рис. 10.17. Согласно концепции Роджерса, реальное «Я» человека чаще всего сталкивается с
противоречием между «идеальным Я», отражающим то, чем человек хотел бы стать, и требованиями
общества, проявляющимися, как правило, в виде условного отношения к его поступкам.
В каждом из нас существует, кроме того, и сильная потребность в самоуважении, заставляющая
нас домогаться положительного отношения к самим себе или к тому, что мы делаем. При этом, если
другие, как часто бывает, одобряют наши эмоции, чувства, мысли и поведение лишь при том условии,
Hosted by uCoz