что они соответствуют их собственным, то очень вероятно, что мы будем скрывать свои истинные
мысли и чувства, демонстрируя вместо этого те, которые получат одобрение окружающих. В результате
мы будем все меньше оставаться самими собою, это приведет к разладу между реальным «Я»,
формируемым средой, и той частью психики, от которой мы вынуждены отказаться, что станет для нас
источником тревоги. Напротив, если мы почувствуем, что нас принимают такими, каковы мы есть, то
мы будем склонны раскрывать свои подлинные эмоции, чувства и мысли. Таким образом, личность
уравновешена тем лучше, чем больше согласия, или конгруэнтности, между реальным «Я» человека и
его чувствами, мыслями и поведением, что позволяет ему приблизиться к своему идеальному «Я», а
именно в этом суть актуализации.
Что касается иерархической теории потребностей, предложенной Маслоу, то мы уже не раз
говорили о ней в предыдущих главах. Достаточно напомнить, что, согласно этой теории, человек
способен прийти к самоуважению и таким образом достичь самоактуализации только после того, как в
значительной мере удовлетворены его более элементарные нужды (физиологические потребности,
потребность в безопасности и в любви).
Теория интенциональности (по Бюлер)
Шарлотта Бюлер разработала теорию развития человека, акцентировав тот факт, что в основе
человеческой природы лежит «намерение» (интенция). Эта интенциональность проявляется в
совершаемых на протяжении жизни выборах для достижения целей, которые сам человек может и не
осознавать. По мнению Бюлер, зачастую лишь один раз в жизни, в самом ее конце, человек способен
осознать глубинную суть своих прежних ожиданий и оценить, насколько они исполнились.
Бюлер (Buhler, 1968) рассматривает в связи с формированием и достижением целей пять главных
фаз жизненного цикла.
Фаза I продолжается до 15-летнего возраста. Для нее характерно отсутствие у человека каких-
либо точных целей. Ребенок живет настоящим и имеет о будущем весьма смутное представление. В
этот период происходит в основном развитие физических и умственных способностей.
Фаза II,
длящаяся с 15 до 20 лет, соответствует отрочеству и юности. В этот период человек
осознает свои потребности, способности и интересы. Он вынашивает великие планы, связанные с
выбором профессии, партнера и вообще смысла собственной жизни. Этот период первых дерзаний
позволяет ему оценить, в какой степени способен он овладеть определенными навыками и быстро
достичь поставленных целей.
Фаза III длится с 25 до 40-45 лет и соответствует зрелости вплоть до ее расцвета. Это самый
богатый период жизни. Для него характерна постановка четких и точных целей, позволяющая добиться
стабильности на профессиональном поприще и в личной жизни, принимаются решения, связанные с
созданием и укреплением собственной семьи и рождением детей.
Фаза IV продолжается с 45 до 65 лет. Это солидный возраст, когда человек подводит итоги своей
прошлой деятельности и своим свершениям. Отныне, заглядывая в будущее, человек вынужден
пересматривать свои цели с учетом своего профессионального статуса, физического состояния и
положения дел в семье.
Фаза V начинается в преклонном возрасте, в 65-70 лет. В этот период многие люди перестают
преследовать цели, которые они поставили перед собой в юности. Оставшиеся силы они тратят на
различные формы досуга, путешествуя или просто приятно проводя время, спокойно проживая
последние годы жизни. Это период, когда человек пытается придать смысл своему существованию,
обозревая его как нечто целое.
Одни, проанализировав многочисленные события собственной жизни,
чувствуют, что поставленные перед собой задачи они выполнили. Другим, наоборот, подобный экзамен
может принести разочарование, так как поставленные цели достигнуты не были.
Рис. 10.18. Возраст ухода на покой это тот возраст, когда человек пытается осмыслить всю
свою прошлую жизнь в целом.
Социальное развитие
Развитие человека нельзя понять в отрыве от семьи, социальной группы и культуры, к которым
он принадлежит. Как мы увидим в главе 11, немного найдется таких форм поведения, которые не
|