Столлера, что «человек не очень склонен любить, особенно в то время, когда он занимается любовью».
(Источники: Katchadourian H. A., La sexualite humaine, Montreal, Les Editions HRW, 1982.
Stoller R. J., 1979, L'excitation sexuelle, Paris, Payot, 1984.
Goleman D., Bush S., "Les fantasmes sexuels", Psychologie, n° 98, mars 1978, p. 33-38.)
Документ 10.2. Детское мышление
Представление о мышлении ребенка как о «примитивном» или «сумасшедшем» мышлении,
существенно отличном от мышления взрослого человека по своим формам и содержанию, возникло в
результате работ таких психологов, как Клапаред (Claparede, 1873-1940), Пиаже, Валлон и многие
другие.
Для структуры мышления ребенка от 3 до 7-8 лет характерны два главных признака
эгоцентризм и синкретизм,
которые накладывают отпечаток на все его видение мира и расшифровку
воспринимаемого.
Эгоцентризм
Зачастую эгоцентризм ошибочно определяют как представление ребенка, что все вокруг имеет к
нему отношение. Во многом такое определение неточно, так как для ребенка это «все» не существует
само по себе. С самого рождения он воспринимает мир лишь как свое продолжение, имеющее смысл
только в плане удовлетворения его потребностей. Таким образом, речь идет о субъективном
восприятии, препятствующем какому бы то ни было различению связей между самим ребенком и
внешними объектами и тем более не позволяющем устанавливать связи или отношения этих объектов
между собой. Для ребенка мир таков, каким он воспринимает его собственными глазами и ощущает
через извлекаемые из него удовольствия; восприятие ребенком реальности не может быть объективным.
И ребенок, который звонит по телефону своей бабушке и говорит: «Бабушка, посмотри, какая у
меня красивая кукла!», и ребенок, убежденный, что бакалейщик продает конфеты, чтобы сделать
приятное детям, обнаруживают свое насквозь эгоцентрическое видение мира.
Хотя эгоцентризм мало-помалу смягчается на стадии конкретных операций, нередко можно
встретить и взрослого человека, который, входя в комнату, восклицает: «Бррр... Закройте окно, тут так
холодно!». Вместо того чтобы сначала убедиться в обратном, он выносит собственное суждение об
окружающем от имени всех присутствующих.
Синкретизм
Ребенок, которому эгоцентризм мешает уловить связь между предметами, имеет тем не менее
«смутное и неверное» представление о некоем целом, в котором все перепутано без разбору и
отдельные детали которого выступают для ребенка в зависимости от представляемого ими интереса.
Клапаред назвал такое восприятие мира детским синкретизмом,
три грани которого характеризуют
мышление ребенка.
Речь идет об интуитивном и глобальном мышлении с рядоположным
рассмотрением деталей.
Интуитивный характер синкретизма проявляется в том, что ребенок, будучи неспособным
устанавливать связи между разными элементами ситуации, не имеет возможности оправдывать свои
действия и еще меньше в состоянии приводить доводы в пользу того, что он утверждает.
Так, если ему нужно поделить между собою и своим маленьким приятелем 6 конфет, он отдаст 3
конфеты другу и 3 оставит себе, но обоснует свой дележ не словами «если от 6 отнять 3, будет 3», а
скорее следующим рассуждением: «Ну, ладно, если 3 разделить на 2, будет 6!». Точно так же нередко
можно услышать и диалог вроде того, что приводится ниже, где путаница в терминах вызывает общую
неразбериху:
Они двигают лодки?
Да.
Кто приводит в движение лодки?
Вода.
А кто приводит в движение воду?
Лодки.
Глобальность синкретизма заключается в том, что ребенок не способен воспринять
|