Navigation bar
  Print document Start Previous page
 346 of 574 
Next page End  

существующую организацию элементов. Поэтому он видит лишь нерасчлененное целое. Например,
ребенок трех или четырех лет легко может узнать страницу книги, которую он любит слушать, даже
если он не умеет читать и не имеет никакого представления о значении букв и слов.
В качестве примера смешения понятий, типичного для глобализма шестилетнего ребенка,
Валлон приводит следующий диалог:
Валлон. Как бывает, когда человек умрет?
Ребенок.
Умирают. Закрывают глаза, а потом их везут закапывать и потом кладут венки и
начинают поливать цветы. Иногда их просто кладут, иногда на кладбище ходят гулять. Иногда рабочие
копают могилы, а потом посыпают песком.
— Зачем они копают могилы?
— Чтобы класть мертвых.
— Откуда видно, что человек умер?
— Потому что он лежит на смертном одре.
— Откуда люди знают, кого класть на смертный одр?
— Потому что он умер.
— Из чего видно, что он умер?
— Потому что его закапывают.
— А как узнать — умер он или нет?
— Это видно в могиле.
Детали воспринимаются как рядоположные — ребенок наобум вычленяет из целого отдельные
элементы, не будучи в состоянии связать их ни между собой, ни с целым. Если у ребенка спрашивают,
как работает велосипед, он скорее всего ответит так: «Ну, видишь, вот колеса,.. потом вот педали и вот
цепь... а потом колеса крутятся, и цепь тоже». Такой подход порождает много путаницы в причинах и
следствиях. Вот пример такой путаницы в диалоге между взрослым и отвечающим на его вопросы
шестилетним ребенком.
— Ты знаешь, что такое ночь?
— Это когда заходит солнце.
— Почему, когда заходит солнце, наступает ночь?
— Потому что так нужно, потому что все кончили работать. Все устали.
— Почему наступает ночь?
— Чтобы спать.
Ум ребенка
То, как ребенок объясняет мир, его убеждения и предрассудки прямо определяются структурой
его мышления, насквозь проникнутого эгоцентризмом и синкретизмом. Согласно Пиаже, склад ума
ребенка характеризуется реализмом, анимизмом и артифициализмом.
Детский реализм выражается в неспособности ребенка видеть вещи объективно, самими собою,
как это свойственно реализму взрослых. То, что собственное «Я» ребенка систематически вторгается во
внешнюю реальность, приводит к систематической путанице между его «Я» и внешними предметами.
Поэтому, изображая мир, ребенок рисует не то, что видит, а то, что знает. Именно этим можно
объяснить прозрачность изображаемых вещей (рис. 10.24). Этим же объясняется и убежденность пяти-
шестилетних детей, что действие их сновидений развертывается непосредственно в их комнате или что
название предмета так же реально, как и сам предмет, и способно наделять этот предмет незыблемыми
признаками. (Для ребенка кошка, не умеющая мурлыкать или не позволяющая себя гладить, не может
быть настоящей!)
Hosted by uCoz